На платформе Лиги Академической честности прошло экспертное обсуждение на тему образовательных рейтингов вузов страны. Далеко не все казахстанские академические рейтинги выдерживают стандарты качества. Низкосортные рейтинги вместо того, чтобы действительно помочь вузам улучшаться, напротив, ухудшают их репутацию, дискредитируют деятельность Министерства образования и науки РК и сферы высшего и послевузовского образования в целом - отметили участники обсуждения.
«Хочу отметить рейтинг, проводимый Альянсом студентов Казахстана, который, по сути, является обычным опросом обучающихся и активно «пиарится» в социальных сетях. Разработчики данного рейтинга уже второй год составляют топы лучших и худших вузов Казахстана. Примечательно, что в их рейтинге ни один лучший вуз 2020 года не вошел в топ лучших вузов 2021 года, а, например, Университет Нархоз, который входил в топ-10 худших вузов 2020 года – в 2021 году уже вошел в топ-10 лучших вузов. Какое мнение может сложиться о казахстанских академических рейтингах, если списки лучших меняются ежегодно и туда могут попасть вузы, об академических достижениях которых никто и никогда не слышал. Более того, рейтинг Альянса студентов делается за государственные деньги – на проект, в рамках которого проводился опрос ЦПГИ был выделен грант на сумму более 20 миллионов тенге» - рассказал эксперт Лиги академической честности Яков Воронков.
По словам Олжаса Ордабаева, такая большая разница в результатах может свидетельствовать о наличии серьезных недоработок в методологии рейтинга.
«Как правило, такая скачка результатов говорит о том, что методология рейтингов очень сильно менялась. То есть, поменялись входные данные и все скорректировалось. Это говорит о том, что разработчики в поиске правильной методологии. Потому что если методология устоявшая она не меняется сильно, так как там есть определенные допуски на изменения. Только этим можно объяснить с объективной точки зрения» - отметил он.
В ходе мероприятия представитель Лиги академической честности Яков Воронков представил пять основных целей, которые должен преследовать любой академический рейтинг вузов:
1. Информирование абитуриентов и иных стейкхолдеров (работодатели, ЦГО и т.п.)
2. Представление данных вузам, позволяющих им улучшаться;
3. Предоставление данных исследователям;
4. Комплексная оценка деятельности вуза по параметрам, установленным методологией;
5. Отчетность перед гражданским обществом.
По его мнению, на текущий момент, вышеуказанным целям отвечает лишь один рейтинг образовательных программ. Это рейтинг ежегодно составляемый Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». Они оценивают деятельность каждого вуза по параметрам, прописанным методологией, такими как «Карьерные перспективы», «Качество образовательной программы» и «Достижения обучающихся», что свидетельствует о комплексном подходе. Ключевые показатели по установленным индикаторам открыто публикуются на официальном сайте https://atameken.kz/ru/university_ratings, а методология ежегодно пересматривается и улучшается при участии вузов и Лиги академической честности и иных стейкхолдеров.
Национальный портал «Адырна»