Фронтовой кинооператор

3219
Adyrna.kz Telegram

В фондах ЦГА КФДЗ РК  хранятся бесценные кадры кинохроники, запечатлевшие  один из важнейших моментов века-исторический, момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

Среди фронтовых  кинооператоров  снимавших это событие, был  Яков Константинович Смирнов, один из старейших советских хроникеров - документалистов, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, награжден орденом Красной звезды (1944 год) и орденом Отечественной войны II степени (1945 год). В 1937 году закончил ВГИК, с 1936 по 1942 год - оператор Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов, на фронт уходил из Алма-Аты, воевал на Северо-Западном, Волховском и Белорусских фронтах. С его помощью были сняты документальные фильмы «День Отечественной войны», «Освобождение Пруссии», «Восточная Померания», «В логове зверя». После войны Яков Константинович работал оператором и режиссером документальных фильмов на студии «Казахфилим» им. Ш. Айманова. Скромный человек, он редко делился своими воспоминаниями. Разве только,  когда приходилось к слову или если заходил разговор с боевыми друзьями - режиссерами Эмиром Ибрагимовичем Файком и Иваном Александровичем Чикноверовым, которые, как и Смирнов работали в группах фронтовых кинооператоров.  Но тут Яков Константинович пошел навстречу Игорю Михайловичу Саввину, работавшему в ту пору на студии «Казахтелефильм», фильм был снят и мы имеем счастливую возможность видеть эти кадры и слышать воспоминания Якова Константиновича. Он говорил: « Я постараюсь рассказать о том, что  мне очень дорого и чем мне запомнились  последние дни войны.

В Берлин я приехал, конечно, с кинокамерой. А берлинская группа операторов была направлена снимать День Победы в Москву. Должно было произойти подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Меня попросили снять это событие. Церемония проходила в Карлсхосте в  зале бывшего офицерского клуба. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков открыл заседание и приказал пригласить представителей немецкого главнокомандования: «правую руку» уже покончившего с собой Гитлера генерал-фельдмаршала  Кейтеля, генерал-полковника Штумпфа и адмирала флота Фридебурга.  В присутствии советских генералов и офицеров, представителей Верховного главнокомандования Союзных войск был подписан самый важный для нас и всего мира исторический документ. Все восторженно  зааплодировали. Этот момент как раз я и снимал. То было признание полного поражения фашизма. Что говорить, тяжелый  путь пришлось пройти нам в дни войны. Фронтовые кинооператоры более  чем кто-либо, видели и испытали все трудности ратных будней.  Меня нередко  спрашивают: «Как Вы снимали, ведь все время приходилось  быть на переднем крае?  Страшно? «Конечно, страшно. Но оператор отличается от обычного солдата тем, что достаточно ему  приложить камеру к глазу, как всякий страх исчезает. Он снимает кадр за кадром,  как будто никакой тебе войны вокруг нет.  Кинооператор тот же боец, он вместе с бойцами идет в бой и снимает. Радость успехов и героизм советских людей в самых, казалось бы, невыносимых обстоятельствах. Но никто из нас никогда не пожалел о пройденном. Ведь мы каждую минуту сознавали, что всё, что мы делаем, нужно истории, нужно будущему поколению», - вспоминал Яков Смирнов.

        Фронтовые операторы запечатлевали события Великой Отечественной войны для того, чтобы оставить их в нашей памяти и памяти тех, кто придет после нас. Хрупкая кинопленка оказалась надежным носителем «остановленных» мгновений, бесстрастным свидетелем запечатленного времени. Это было делом их жизни, которое они бесконечно любили. А делом архивистов Республики Казахстан является сохранение всего созданного гениальными военными кинохроникерами для грядущих поколений.

 

        Сотрудник ЦГА КФДЗ

Гусакова Людмила Васильевна

Комментарии
Другие материалы