Алкгоголизм – бич современного общества. И это не просто шаблонные слова. Миллиардные состояния строят сильные мира сего на том, что губит других членов социума. Миллионы литров алкогольной продукции ежегодно реализуются в мире. И за текущими бурлящей рекой литрами стоят искалеченные судьбы тысяч людей, разрушенные семьи, брошенные и психологически травмированные дети. А ведь алкоголизм – это, прежде всего, тяжелое, прогрессирующее заболевание, характеризующееся психической и физической зависимостью, лечить которое должны только профессионалы.
Юлия Асесерова – фельдшер-нарколог с огромным стажем работы за плечами. В психиатрии она трудится около 25 лет и не понаслышке знакома с тем, как живут люди в вечном пьяном угаре. Пациенты ее кабинета — весьма специфический контингент населения. Среди них – алкоголики, наркоманы, токсикоманы. Социально нестабильные, неуравновешенные, агрессивные, порой даже опасные. Самое страшное, наверное, заключается в том, что каждый такой глубоко зависимый больной отрицает наличие у него недуга. И это становится стопором в его лечении.
«В этом году на учете в психолого-наркологическом кабинете Каратальского района стоят 130 жителей с алкогольной зависимостью и 16 – с наркологической. На принудительное лечение направлено 2 пациента. За истекшие месяцы этого года от последствий алкогольной интоксикации умерло 4 человека, находящихся под наблюдением».
По словам фельдшера-нарколога, работают они согласно определенному алгоритму действий, руководствуясь Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» и в тесном сотрудничестве с работниками правоохранительных органов. Согласно документу, направлять на принудительное лечение человека с алкогольной зависимостью могут только с его согласия, либо с согласия законных представителей. Но, как правило, большинство больных не считают себя таковыми. Чаще всего за медицинской помощью обращаются их родные, невыносимо страдающие от последствий проживания рядом с алкоголиком. Но куда страшнее, когда в родительском похмелье живут малолетние дети. У них нет выбора. Абсолютно никакого. Ведь родитель уже решил их судьбу, сознательно променяв нормальную жизнь на бутылке «беленькой».
Кстати, на учете наравне с мужчинами, стоят и представительницы прекрасной половины человечества. И едва ли не в одинаковом пропорциональном соотношении.
«Женский алкоголизм развивается иначе, чем мужской. Привыкание наступает в разы быстрее, а лечение – гораздо менее успешно. Тем не менее, алкоголизм лечится у представителей любого пола. Нужны лишь желание и воля пьющего, поддержка со стороны близких и адекватно подобранная терапия».
Юлия Асесерова рассказывает нам, что зачастую женщины, в отличии от мужчин, обращаются в их кабинет анонимно, боясь выносить свою проблему на суд общества. Оно и понятно, в таком случае трудно избежать осуждения. Тем не менее, как ни печальна неумолимая статистика, но мало кому из алкоголиков удается возвратиться к нормальной жизни. Получив медикаментозное и психологическое лечение, пациенты вновь возвращаются в привычную среду к друзьям-собутыльникам и асоциальному образу жизни. И, как следствие, такой кругооборот событий происходит на протяжении всей их жизни. Или до ее раннего конца…
«Существует народная поговорка: «Спасение утопающего — дело рук самого утопающего». Человека, страдающего алкогольной зависимостью можно отправить на лечение. Но через несколько месяцев он снова может вернутся к старому и начать пить. Другое дело, когда человек хочет, но не в состоянии завязать с употреблением алкоголя. Тогда к нему на помощь идет медицина, которая создает все необходимые условия, чтобы человек смог распрощаться со своей пагубной привычкой».
А к печальному финалу приводят множество факторов. Такие заболевания, как цирроз печени, психоорганические синдромы, слабоумие, рак легких и пищевода, сердечно-сосудистые недуги. Это если не учитывать тот факт, что в состоянии алкогольного опьянения человек не отдает отчета своим действиям, вступает в беспорядочные половые связи, спит в холодных помещениях, не получает должного питания и многое другое. Поэтому совсем не трудно догадаться, что алкоголики находятся еще и в группе риска по таким социально значимым заболеваниям, как ВИЧ-инфекция, туберкулез, СПИД, гепатиты и многие другие.
Юлия Асесерова глубоко уверена, что достижения современной медицины в совокупности с желанием человека «завязать» могут эффективно помочь побороть пристрастие. Но чрезвычайно важно – вновь не войти в одну и ту же реку. Необходимо полностью вычеркнуть из своей жизни тот круг общения, вместе с которым весело и легко пьется, которые готовы протянуть вместо руки помощи стакан с водкой. А еще нужно подумать о своих близких, о детях, задаться вопросом: каково им жить рядом с тем, кто в приоритет для себя ставит алкоголь?
Бесспорно, жизнь очень тяжела, когда рядом с тобой зависимый человек. Это ежедневная борьба и горечь, жалость и стыд, нежность и отчуждение. Но если сделан выбор помочь родному человеку, то отступать нельзя. Тем более, что для этого созданы все условия, начиная от грамотной медицинской помощи и заканчивая бесплатным лекарственным обеспечением. Ведь недаром говорят, что «Желание – это тысячи возможностей, а нежелание – тысячи причин».