Тема большой войны через пару дней поутихнет. Но вот малые – так называемые информационные встречаем все чаще. Для них как видим из этих скриншотов нет границ. Критика системы образования внутри страны это привычное явление. В том числе когда пишут отечественные журналисты и блогеры. Зачастую я могу согласится по части из них. Особенно проблемы связанные с электронным образованием, не понятным дневником “Кунделік”, качеством учебников. Я их и сам поднимаю последние годы.
Но меня настораживает организованная информационная атака крупнейших российских СМИ на МОН РК и персонально на министра Асхата Аймагамбетова. Причем делают это одновременно с разных популярных площадок, хотя текст один.
ПОСЫЛ ОДИН – МИН ОБРАЗОВАНИЯ УБИРАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК ИЗ ПРОГРАММЫ!
Вот что пишут Лента RU : “В Казахстане разворачивается очередное наступление на русский язык и кириллицу. Власти объявили, что уже через пару лет все школьники будут учиться только на казахском языке, который к тому же переведут с кириллицы на латиницу. В Казахстане, где большинство населения так или иначе использует русский в повседневной жизни, эти новости восприняли с тревогой.”
Ей вторит Mail.RU : “Министр, впрочем, пообещал, что пока не будет применять репрессии к желающим учиться на русском, но от масштабного плана власти не откажутся. Согласно ему, к 2023 году все школьники будут обучаться на казахском. Кроме того, к тому же сроку должна завершиться латинизация казахского языка.”.
Откуда они это взяли?
НАСКОЛЬКО ЭТО ПРАВДА?
Переход на обучение на государственный язык поддерживают многие граждане. Кто то может высказывается за быстрый, полный и безусловный переход. Но те кто хорошо знает эту сферу понимают что сейчас общество и система образования к этому не готовы. На уровне поручений Президента, наших учебных программы на 10 лет вперед, в наших Законах таких предпосылок нет.
Как обстоят дела в реальности?
Сейчас в стране из 6957 государственных школ 3733 школы (53,6%) ведут обучение только на казахском языке, 1160 (16,6%) школ – на русском языке, 2047 (29,4%) школ – на казахском и русском языках.
При этом планов на полный переход всех школ страны исключительно на казахский язык обучения нет. Русский язык как учебный предмет преподается с 1 по 11 класс во всех школах, в том числе и тех, где образовательный процесс проходит на государственном языке.
В статье Лента.RU также сказано, что Единое национальное тестирование на казахском языке предпочитают сдавать лишь 51% выпускников. Это то же не правда. В 2020 году ЕНТ на казахском языке сдавали 75,1% выпускников школ, на русском языке – 24,8% абитуриентов, на английском – 0,1%.
В Казахстане активно поддерживается развитие не только русского , но и языков других этносов. На это указывает наличие школ с национальными языками обучения, такими как уйгурский, узбекский и таджикский.
Из этого следует, что слухи о полном запрете русского языка в Казахстане не обоснованы, а изложенные в статье факты искажены и не соответствуют действительности.
Скорее всего это относиться к началу информационной войны.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Есть несколько версий, того кто или является причиной.
1) Первое на ум пришел электронный дневник “Кунделік”. Именно за ними стоит российский бизнес. Я в 2019 году писал обращение на имя Президента о недопустимости монополизации “дневник.ру” из России сизстемы образования Казахстана. В апреле 2020 года время единоличного присутствия на цифровых образовательных полях прошло. По причине того, что электронный дневник не справлялся с электронным обучением, прошла максимальная либерализация этой сферы. Допущено официально 9 онлайн платформ. Может это не понравилось заказчикам. Но я считают что наконец создали конкурентную систему. Пусть соревнуются и растут.
2) Вторая возможная причина – “обидевшиеся” российские ВУЗы. Их меньше стали допускать до скрытого отбора талантливых школьников. В 2020 году запретили все платные олимпиады которые проходили системе образования бесконтрольно. Под их прикрытием проходил ранний селекционный отбор школьников. Самым талантливым уже за пол года год присуждали бесплатные гранты ВУЗов РФ. Это сильно било по нашим отечественным университетам, особенно приграничным. Теперь для всех равные условия. Никаких предварительных тестов, олимпиад и отборов. Только закончив школу выпускник потом пусть сам выбирает.
3) Возможные заказчики отечественные Вузы – так называемые продавцы дипломов. Сам Президент на нашем заседании НСОД недвусмысленно намекнул именно на эту версию – назвав их “Конторами по печатанию дипломов” . В отличии от прежних , осторожных министров нынешний действует “без уважения” к авторитетам отрасли. Раньше руководители МОН решались закрывать только филиалы. На них и строились отчеты – мол не пожалели закрыли. Но филиалов и маленькие вузы в трех комнатных квартирах уже нет. Но те кто “продает дипломы оптом”, остались, они выжили благодаря поддержке авторитетных лоббистов. Интерес у них большой. Недавно был суд над одним ректором и главным бухгалтером частного университета. Так вод одних хищений доказали на несколько миллиардов тенге. И это только на стипендиях бюджетников. Не говоря уже о тех суммах которые выплачивались на гранты. Частный ВУЗ может получать несколько тысяч грантов – а это гарантированные бюджетные миллиарды на годы вперед.
Зарплата преподавателей, покупка литературы и оборудование, деньги на общежития. Кстати в учредителях проворовавшегося университета люди близкие к бывшему министру, сенатору, мажилисмену, и другим высокопоставленным лицам. У них в руках и СМИ и влияние на общественное мнение.
4) Борьба за ресурсы. Недавно ушедший в отставку вице-министр МОН РК Дауленов дал понять что отзыв лицензий у слабых ВУЗов это действительно большие деньги. Даже если попробовать подсчитать - лишении 150 лицензий по отдельным слабым специальностям и полное закрытие почти десятка вузов - это сравнимо с доходами от нефтяныных месторождений. Но труба из которой качают деньги находится в центре столицы. И за нее идет война. Надеюсь принципиальный и честный Мирас Даленов ушедший с поста вице-министра не стал жертвой таких преследований. Я уверен что рисковал он сильно, врагов успел нажить не мало.
5) В Казахстане очень сильное Ректорское лобби. Известнейшие фамилии. Некоторые сидели на должности ректоров как в СССР более 25 лет. Затянули мы со сменой, “аксакалы не только не хотели уступать молодым, но боясь выглядеть не современными, не запускали в университеты прогрессивных, изгоняли новаторов. Недавно я встречался с молодыми учеными в Алматы. Они работают в сфере новых технологий в добывающей сфере. Говорят если так еще протянется лет 5 мы все уйдем. Сейчас владельцы частных компаний задумываются о использовании научного потенциала. Но если работать с ними то о большой науке надо забыть. Коммерческая тайна не имеет цели к публикациям и открытости. И тут началась “большая чистка”. Первое начали вводить вместо устаревшей системы “я начальник – я сказал” корпоративную модель управления. Создали независимые Советы Директоров , они проводят отбор кандидатов на должности и утверждают стратегию. Конкурсы на должности проходят открыто в онлайн режиме, требования высокие , конкуренция усилилась. Благодаря этому “ветеранском” ректорском составе начались потери. Многолетние руководители вынуждено и с неохотой покидали посты. Многие уже не мыслили себя вне этих кресел, и их окружение верили в их не сменяемость. Вместо них приходят новые люди, молодежь. Недавно назначенные избранные на конкурсной основе новые ректора в СКО 36-летний Ерлан Шуланов, в Университете имени Сатпаева – Мейрам Бегентаев. Два университета возглавили женщины. Например ректором Международного казахско-турецкого университета имени Ясави назначена Темирбекова Жанар. В Кызылорде ректором университета им. Коркыт ата по конкурсу избрана Бейбиткуль Каримова.
Есть еще тема науки и его финансирования. И там большие изменения. Многолетние получатели грантов отстранены от научной кормушки. В среде директоров институтов такие же революционные события. Но об этом я напишу в следующий раз.
Любые изменения в сфере образования и науки задевают судьбы многих людей. Не все они могут быть сразу результативными. Критиковать есть за что. Но и видя позитивные тренды обществу нельзя молчать и оставаться в стороне. То что делается во благо надо отстоять. То что плохо надо говорить честно и открыто. Без заказных фейковых материалов из-за границы. Не должны СМИ из России вести информационные войны на нашей территории.