Чиновники вновь заговорили об электронных браслетах

2644
Adyrna.kz Telegram

Напомним, как уже сообщал АССА, 9 июня министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев на онлайн-брифинге сообщил следующее:

«Данный проект был у нас около пяти лет назад, предполагалось что для контроля за освобожденными из мест лишения свободы будут внедрены электронные браслеты и центр оперативного управления будет следить за их передвижениями, а также за противоправными действиями. Однако, это слишком дорогостоящее само по себе изделие и на сегодняшний день в связи с отсутствием финансовых средств министерство внутренних дел не может просто их закупить. Кроме того, технологии ушли настолько вперед уже нет необходимости в электронных браслетах, потому что практически у каждого есть смартфон, если мы актуализируем смартфон и поставим на учет в органы внутренних дел, практически через смартфон мы увидим передвижение такого подучетника и также через facetime увидим, где он находится», — пояснил министр причины отказа от данного проекта.

Однако нынешнее выступление председателя Агентства по противодействию коррупции Алика Шпекбаева заставляет усомниться в том, что между силовым органами Казахстана есть не только взаимодействие, но и взаимопонимание.

«Необходимо распространить практику города Алматы по использованию электронных браслетов слежения за лицами, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей», — заявил Шпекбаев.

Он также сообщил, что антикоррупционным ведомством разрабатывается проект «Цифровой Антикор», в рамках которого будут реализованы предиктивно-аналитические инструменты выявления коррупционных преступлений на основе технологии Big Data.

«Нам нужно как можно шире использовать потенциал электронных уголовных дел. Мы должны максимально использовать ресурсы отечественной IT-индустрии, которая при правильной постановке задач могла бы предложить нам нетривиальные решения по нивелированию коррупции в той или иной сфере. В этой связи в ближайшее время будет организован онлайн антикор-хакатон (конкурс среди команд программистов на разработку самого оригинального и креативного it-решения против коррупции)», — пояснил Шпекбаев.

Глава ведомства также назвал причины высокого уровня коррупции в Казахстане. По его мнению, все дело в том, что государство слишком сильно представлено в экономике страны.

«В Казахстане одним из ключевых экономических факторов коррупции, без сомнения, является все еще сохраняющаяся значительная доля государства в экономике. Госпредприятия, управляясь чиновниками, особой эффективностью не блещут, да и нередко попадают в коррупционную сводку. Текущий пандемический кризис очень сильно ударил по деловой активности, в связи с чем, для ее качественного восстановления нужны комплексные решения, нацеленные на масштабную либерализацию государственного регулирования на основе принципов максимальной свободы предпринимательства и конкуренции. Создание комфортной среды для ведения бизнеса – это стратегическая задача, в том числе с точки зрения антикоррупционной политики», — пояснил он.

При этом глава антикоррупционного ведомства признал, что среди казахстанских чиновников широко практикуются откаты.

«Тяжело признавать, что до сих пор процветает система откатов, ставки которых всем известны. Отдельные не чистые на руку чиновники даже в такое сложнейшее для страны время идут на откровенное кощунство, обогащаясь на закупках средств индивидуальной защиты, лекарств и медицинского оборудования. Согласитесь, одними задержаниями и посадками эту проблему не решить. Поэтому видится целесообразным кардинальный пересмотр системы планирования и освоения бюджетных средств. Решение я вижу в обеспечении тотальной открытости и прозрачности бюджетов всех уровней, а также усилении общественного и гражданского контроля», — заявил Шпекбаев.

Он также проинформировал население о том, как реализуется поручение президента страны Касым-Жомарта Токаева о проверке на коррупционные риски Фонда медицинского страхования и «СК-Фармации» — двух компаний, которые отвечают за здоровье нации.

В тот же день оба руководителя были освобождены от занимаемых должностей. 13 июля антикоррупционное ведомство начало проверку «СК-Фармация», а 17 июля стало известно, что в отношении экс-руководства национального Фонда социального медицинского страхования начато досудебное расследование.

«Кто внимательно отслеживает социальные сети, согласится со мной, что люди считают одними из основных причин осложнения ситуации с коронавирусом именно коррупцию, бюрократию и безответственность. И это вполне справедливо, особенно в контексте уголовных дел в отношении должностных лиц «СК-Фармации», Фонда медицинского страхования, а также целого ряда медицинских учреждений местных исполнительных органов. Проводимый в настоящее время анализ коррупционных рисков в деятельности «СК-Фармации» надо провести оперативно, с широким привлечением внешних экспертов. От качества нашей аналитики будет зависеть, насколько эффективной и добропорядочной станет эта организация в будущем», — сообщил Шпекбаев на сегодняшнем заседании.

Он также рассказал и о том, что ведомством возбуждены два уголовных дела в отношении высокопоставленных чиновников министерств цифрового развития и образования и науки. Фамилии фигурантов главный борец с коррупцией не сообщил, однако буквально вчера — 20 июля — пресс-служба президента страны сообщила, что глава государства отправил в отставку министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева, а также освободил от должности своего советника по цифровизации и инновационным технологиям Багдата Мусина. Примечательно, что в тексте указа об освобождении Мусина дается формулировка «в связи с переходом на другую работу». В указе же об отставке Аскара Жумагалиева такой формулировки нет. Исходя из этого можно предположить, что одно из уголовных дел ведется либо в отношении самого Жумагалиева, либо в отношении одного из его бывших подчиненных…

Под занавес заседания коллегии Алик Шпекбаев призвал ускорить процесс по внедрению электронной национальной валюты.

«Во-первых, это ускорит сокращение наличности, столь удобной для взяточников. Во-вторых, обеспечит полную прозрачность движения бюджетных средств при госзакупках, — отметил Шпекбаев. — Вы прекрасно знаете, что коррупционеры не стоят на месте, постоянно придумывая новые схемы совершения преступлений. Наша задача – идти на опережение, совершенствуя свой потенциал раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.  В течение первого полугодия мы внесли на рассмотрение Главы государства несколько концептуальных предложений, которые могли бы существенно снизить уровень коррупции. Они касаются усиления ответственности за коррупцию, правовой регламентации института общественного контроля, введения новых антикоррупционных ограничений, запрета для госслужащих на открытие и владение счетами в иностранных банках, а также имплементации в наше законодательство базовых международных стандартов как криминализация обещания/предложения взятки, распространение понятия коррупции на частный сектор, создание комплексной защиты осведомителей».

Комментарии