ЧП на селе не должно действовать в виде карантина. На юге страны уже началась посевная, скоро скот будет пастись. К посевной готовятся и в других регионах. Фермеры, которым уже необходимо приступать к весенне-полевым посевным работам, бьют тревогу: из-за карантина может сорваться посевная! Понятно, что во время карантина поле удаленно не вспашешь и корову не подоишь, а перемещение сельчан внутри областей делает невозможным.
Во время карантина посевная может сорваться!
Казалось, эта очевидная проблема во время чрезвычайного положения, которую сельчане поднимали в течение месяца, уже решена после выступлений президента Касым-Жомарта Токаева. Однако бюрократия на местах цепко держит фермеров в своих сетях, не давая им возможности подготовиться к посевной, когда на счету каждый день.
Еще 31 марта в своем выступлении президент Касым-Жомарт Токаев указал, что нельзя допускать срыва посевных работ в связи с тем, что сельское хозяйство является одной из составляющих национальной безопасности (продовольственная безопасность): «Поэтому вопросы весенне-полевых работ должны быть на особом контроле у Правительства и акиматов. С точки зрения продовольственной безопасности сейчас критически важен каждый день. Крайне важно своевременно провести весенне-полевые работы».
Более подробно о посевной глава государства высказался в своем выступлении 10 апреля на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению. В частности, он сказал: «Фермеры должны быть обеспечены оборотными средствами на закуп пестицидов и удобрений, качественных семян и ГСМ. Объемы финансирования весенне-полевых работ увеличены почти в 3 раза до 170 млрд тенге. В то же время появляются проблемы, которые требует скорейшего решения. Следует обеспечить бесперебойный пропуск автомашин поставщиков сельскохозяйственных продовольственных товаров в карантинные города, оперативно выдать пропуски для прохождения через «зеленые» зоны. Это также касается и фермеров, которые приступают к весенне-полевым работам. Ранее я говорил о важности межрегиональной координации. Имеются факты, когда автомашины по нескольку часов задерживаются на различных блокпостах между областями».
Оказалось, эти поручения президента остались лишь на бумаге: фермеры вынуждены обивать пороги акиматов, чтобы, например, получить разрешение на поездку за запчастями, хотя у них на руках уже есть соответствующие документы. А ведь базары и магазины работают в течение ограниченного времени. Удивительно, но некоторые чиновники советуют фермерам оформлять заказы онлайн, будто они живут в крупном городе, да и не каждый магазин выполняет такие заказы, не говоря о базарах.
Крестьяне по работе должны передвигаться не только внутри поселков, но и ездить по работе в районные и областные центры. Немало фермеров проживает в одном городе, но имеют земли в соседнем регионе, и из-за карантина они не могут выехать к месту весенне-полевых работ.
Фермеры должны иметь возможность приезжать в города, в том числе и закрытые на карантин, чтобы купить, например, запчасти, удобрения, саженцы, семена, средства защиты растений и т.д. А в городах должны работать соответствующие магазины и предприятия.
Даже для покупки запчастей фермерам приходится часто выезжать не только в свой областной центр, но и в соседнюю область. Поэтому необходимо такие поездки позволить в рамках «зеленого коридора», принятого для продовольственных товаров на грузовом транспорте. На местах чиновники должны выполнять поручения президента. Остались считанные дни для посевных работ, поэтому нельзя медлить в решении этих проблем, чтобы избежать последствий как для фермеров, так и для страны.
Если государство не создаст соответствующие условия для фермеров во время карантина, то это может закончиться срывом посевных работ, что приведет к росту цен и дефициту продовольствия. В условиях закрытых границ может наступить продовольственный кризис.
Необходимо продумать пути выхода из ЧП на селе. Во время посевной необходимы мягкие формы ЧП, кроме районов, где есть зараженные – там необходимы специально оговоренные условия. У нас же из-за заражения нескольких человек коронавирусом закрывают целую область на карантин. К тому же можно провести посевную с учетом всех условий ЧП.
Во время закрытия границ, чрезвычайного положения и карантина на повестке дня должны стоять, в первую очередь, поддержка и развитие сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности, открытие объектов МСБ. Однако у нас в условиях чрезвычайного положения сельское хозяйство в опасности, не говоря о других отраслях.
Дело дошло до того, что в Восточно-Казахстанской и других областях многие сельчане остались без домашнего скота – в свое время у них по хорошей цене бизнесмены скупили и вывезли на продажу в другие страны. Как теперь выживут сельчане без скота?! Как быть, скажем, питомникам или производителям сельхозтехники? Их товары исключены из списка предметов первой необходимости?
Необходима перестройка экономики
Надо поднимать село не на словах, а на деле: всем сельчанам надо выплатить 42 500 тенге, а не только потерявшим работу. Выделять большие деньги в виде субсидии, беспроцентного кредита, финансовой и материальной помощи для посевной, для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и т.д., для открытия перерабатывающих предприятий, объектов МСБ, опытных станций, учебных заведений и т.д.
Сейчас у нас «осадное, полувоенное» чрезвычайное положение, которое требует соответствующего отношения к экономике. Например, в самом начале Великой Отечественной войны СССР смог быстро поставить свою экономику на военные рельсы. Или в Китае в наше время быстро перестроили экономику и начали массовое производство средств защиты и оборудования для их производства, поставляя свою продукцию во все страны мира. То есть китайцы в кратчайшие сроки мобилизовали все силы для производства самых востребованных товаров.
В Казахстане из-за карантина наступил именно тот момент, когда надо быстро перестраивать экономику: вместо продажи сырья – открывать повсеместные производства разного направления.
В этот критический период для страны наши олигархи, крупные бизнесмены и землевладельцы, богатые корпорации и организации должны скинуться и профинансировать открытие производств, вложиться в развитие реального сектора экономики, сельского хозяйства, поделиться землей с крестьянами, обеспечить их пастбищами т.д. Кажется, многим нашим гражданам еще не пришло понимание всей опасности «биологической войны».
На данное время на счету благотворительного фонда Казахстана собран 41 млн долларов – это слишком мало. Эта сумма должна быть в десятки, сотни раз больше – на кону жизнь не только людей, но и страны в целом.
Во время землетрясения и цунами в Японии в марте 2011 года даже представители якудза (японской мафии) осознали опасность для страны и помогли пострадавшим тоннами продовольствия, товаров первой необходимости, медикаментов, теплых вещей, водой, деньгами и т.д. Во многих префектурах именно якудза, а не госчиновники, оказались первыми на месте трагедии, оказывая помощь раненым и спасая пострадавших.
Закрытие границ, карантин обнажили многие недостатки национальной экономики, реальное положение многих сфер жизнедеятельности государства и его скрытый потенциал, способность народа к мобилизации и готовность властей функционировать в условиях форс-мажора. В таких форс-мажорных обстоятельствах есть один выход: оптимизация финансовых, материальных средств, полная перестройка экономической системы страны.
Во время посевной необходимо грамотно продумать пути безболезненного выхода из чрезвычайного положения не только на селе, но и в городах. Дело в том, что у горожан есть проблемы с посещением своих дачных участков: из-за карантина они не могут начать «посевную», есть запрет на поездки на частных машинах, есть блокпосты и т.д., а ведь у многих горожан дача – основное средство для выживания.
И дачники должны иметь возможность выезжать к себе на участки. Какое отношение копание на грядке может иметь к распространению коронавируса? От кого там заражаться? Горожане могут остаться без урожая! Это вызовет резкое повышение спроса на овощи и фрукты и, как следствие, повышение цен. Это падение иммунитета, в конце концов. Почему в Уральске дачникам разрешили ездить на дачу два раза в неделю, а в Алматы – нет? В России, в частности в Москве, тоже разрешается ездить на дачу один раз в неделю на 10 часов.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
национальный портал "Адырна"