Национальные ценности в формировании толерантного общества

159

Религиозный экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует вкупе с сепаратизмом и социальным популизмом. Сюда же примешиваются ненависть к светской власти, которая, по мнению радикалов, виновата во всем.  Большинство людей до сих пор ждут, что власть решит все их проблемы. Затем, когда этого не происходит, разочаровываются в своих неоправданных ожиданиях и начинают винить в своих бедах других людей и обстоятельства. Многие уверенны в том, что всё должно даваться легко и все просто обязаны им помогать. Вот эта уверенность, что им все должны - одна из главных проблем нашего общества.

Эти люди попросту не намерены брать ответственность за самих себя. Поэтому они, например, идут не к врачам и психологам, а к астрологам и гадалкам. Потому, что таким людям комфортней думать, что их жизнь зависит от каких-то внешних обстоятельств и высших сил. Вот и ждут, что кто-то придет и решит их проблемы. Именно это заблуждение, мешает больше всего развитию нашей страны. В кризисной или просто трудной жизненной ситуации человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем, становится податлив манипуляциям. Всем этим умело пользуются идеологи экстремизма и терроризма, для которых кризис и социальные проблемы – самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников. Прежде всего, целевую проблемную группу в этом смысле представляет молодая аудитория. Молодой человек – наиболее привлекательный вариант для профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Молодые всегда безрассуднее, меньше осторожничают. Для молодых людей во все времена были характерны: отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, неопределенность положения, максимализм, неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Часто молодежи не хватает жизненного опыта в силу того что еще не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле. Формирование идеалов молодежи стало все более зависеть от интернета и социальных сетей. Вместо того чтобы обратиться к самому себе, нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого, от одиночества, в поверхностное общение в соц. сети. Поэтому наиболее эффективным средством массового воздействия вербовщиков на молодежь стал интернет. Причины популярности интернета вербовщиками - легкий доступ к аудитории, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям другихрелигий либо противоборстве внутри одной конфессии. В настоящей религии нет принуждения. Но, к сожалению, во все времена находились люди, считавшие допустимым и даже благим делом насаждать свою веру, вести за это кровавые войны, убивать других людей. Именно эти идеи становятся фундаментом для религиозного экстремизма и терроризма. Любое государство, если оно хочет защитить своих жителей и не исчезнуть, будет бороться с экстремистами. Но остановить распространение деструктивных идей одними лишь репрессивными мерами невозможно. Укрепление традиционных семейных ценностей, а также создание в масс-медиа положительного образа успешного семьянина, с активной жизненной позицией представляется лучшей мерой профилактики. Необходимо повсеместное возвращение людей к истокам, к нашим традиционным ценностям. Мы прогрессивный миролюбивый народ. Первые, кто добровольно отказался от арсенала ядерного оружия. Мы можем гордиться нашими нравственными идеалами и ценностями: уважение к старшим, семейные узы, взаимопомощь «Асар», гостеприимство и толерантность. Наша идентичность зависит от наших ценностей. Если мы эти ценности не обозначим и не защитим, то растворимся в глобальном мире. Абсурдно ждать изменений в государстве, не меняясь самому. Каждый на своём месте, хотя бы в своей семье и рядом с собой, должны всеми силами способствовать общему благу. Без самостоятельных, инициативных людей мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Практически в любой современной стране человеку с самого рождения прививается дух патриотизма. Воспитание казахстанского патриотизма невозможно без воспитания толерантности, терпимости к людям других национальностей, верований. Это уже совместные задачи — родителей и преподавателей, духовенства и работников культуры, нашей интеллигенции. Жизненно необходимо, чтобы дети уважали своих родителей, и всячески улучшался морально-нравственный климат в нашем многонациональном и поликонфессиональном общества.

 

Елнар БЕРІКБАЕВ

магистр религиоведения,

ст.преподаватель КазНУ им. аль-Фараби,

эксперт  городской  информационно -разъяснительной группы, Алматы.

 

Комментарии
Выбор редакции