Что показал референдум по АЭС? Почему инициатива президента Токаева по запуску онлайн-петиций важна и для общества, и для власти? Чего ждут от прямых выборов акимов разного уровня? Эти и другие знаковые события во внутриполитической жизни Казахстана в уходящем 2024 году обсудили в интервью с кандидатом политических наук, профессором кафедры политологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Еленой Нечаевой.
- Референдум по строительству АЭС стал, пожалуй, наиболее знаковым событием 2024 года. Президент Касым-Жомарт Токаев вынес на голосование этот вопрос как «крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны». По вашему мнению, что показал этот референдум?
- Референдум по строительству атомной электростанции стал важным политическим событием, отражающим стремление к более активному вовлечению граждан в принятие ключевых решений. Этот референдум показал, что власть открыта для диалога и готова учитывать мнение общества в процессе принятия решений, а граждане готовы принимать участие в принятии серьёзных решений, особенно когда речь идет о долгосрочных и потенциально рисковых проектах, таких как строительство АЭС. Это свидетельствует о росте политической культуры и готовности населения высказываться по важным вопросам.
Референдум — это мощный инструмент прямой демократии, который позволяет гражданам непосредственно влиять на судьбоносные решения. Однако необходимо учитывать, что для вопросов такого масштаба нужен комплексный подход — от обсуждения и подготовки до реализации решений. Важно, чтобы процесс был хорошо подготовлен, это включает не только организацию самого голосования, но и обеспечение граждан необходимой информацией для определения собственной позиции по рассматриваемым вопроса. Ключевые условия успеха референдума как демократичного инструмента принятия важных для государства и общества решений - справедливость, информированность и транспарентность. В противном случае референдум может стать источником политической нестабильности, особенно если общественное мнение окажется разделённым.
- В апреле 2024 года вступил в силу закон об общественном контроле, теперь казахстанцы могут подавать онлайн-петиции, которые рассматривают в госорганах. Создать легитимный институт онлайн-петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения, Касым-Жомарт Токаев поручал еще в 2020 году. Что вы думаете об этом новшестве?
- Онлайн-петиции также позволяют гражданам напрямую участвовать в обсуждении и формировании государственной политики. На мой взгляд, это решение является значимым шагом в развитии гражданского общества и демократических процессов, открывает новые возможности для взаимодействия между государством и гражданским обществом, а также способствует повышению прозрачности и подотчётности органов власти.
Формат онлайн-петиций делает процесс подачи обращений более доступным и удобным, особенно для жителей отдалённых регионов. Это снижает барьеры для участия и увеличивает вероятность того, что различные группы населения смогут донести свои инициативы до органов власти. В свою очередь, государственные органы получают возможность лучше понимать реальные потребности и ожидания общества. Это не только помогает быстрее реагировать на острые проблемы, но и способствует выработке решений, которые опираются на общественное мнение.
Если этот инструмент будет внедрён грамотно, он может стать основой для дальнейшего развития общественного контроля. Онлайн-петиции способны стать эффективным механизмом вовлечения граждан в политическую жизнь, укрепления взаимного доверия и развития активного гражданского общества, выявления системных проблем и поиска новых решений. Успех этой инициативы будет зависеть от её практической реализации, прозрачности процессов и способности власти слышать своих граждан.
- В Послании-2024 президент Токаев заявил о полном переходе с 2025 года на прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Введение новой системы прямых выборов президент назвал продолжением политических реформ. Может ли развитие местного самоуправления стать ключевым трендом политической модернизации в Казахстане?
- Введение прямых выборов акимов районов и городов областного значения с 2025 года действительно может стать важным шагом в развитии политической системы Казахстана и сыграть ключевую роль в политической модернизации страны. Прямые выборы акимов означают, что граждане будут иметь возможность напрямую выбирать своих руководителей на местном уровне.
Переход к прямым выборам акимов предполагает дальнейшую децентрализацию власти, что означает больший уровень автономии для местных органов власти. Такой подход помогает создать более сбалансированную и гибкую политическую структуру, где выбранные акимы несут ответственность перед своими избирателями, а решения принимаются более оперативно и с учётом местных реалий.
Анализируя ход политических реформ в Казахстане, можно отметить, что именно развитие местного самоуправления имеет потенциал стать ключевым трендом политической модернизации нашего общества. Этот процесс может значительно усилить демократию, повысить уровень ответственности местной власти эффективность управленческих решений, а также способствовать развитию политической конкуренции и гражданской активности. Однако успешное внедрение этой системы потребует не только политической воли, но и эффективных механизмов защиты выборов от манипуляций, а также системы подготовки и поддержки кандидатов. В долгосрочной перспективе это может привести к созданию более сбалансированной и эффективной политической системы, где каждый гражданин будет чувствовать свою значимость в процессе принятия решений.
- Социологический опрос, опубликованный Казахстанским институтом стратегических исследований, показал, что политический курс Казахстана в 2024 году поддерживают 77,7% респондентов. Эта оценка отражает одобрение как внутренних, так и внешнеполитических решений руководства страны. Доверие главе государства остается устойчиво высоким – 80,5%. Это показатели опроса 8000 респондентов. Как вы прокомментируете результаты соцопроса?
- Результаты социологического опроса показывают, что значительная часть населения воспринимает текущую стратегию развития страны как соответствующую своим интересам и ожиданиям. Это укрепляет политическую стабильность, что особенно важно в условиях глобальной турбулентности и региональных вызовов. Доверие к главе государства указывает на успешное удержание политической легитимности и общественного консенсуса в условиях непростых экономических и социальных вызовов, а также формирует устойчивую базу для реализации ключевых государственных инициатив. Этот показатель говорит о том, что население поддерживает не только уже принятые решения, но и готово воспринимать новые реформы, что критически важно для проведения преобразований в экономике, социальной сфере и системе государственного управления.
Высокий уровень поддержки создаёт благоприятные условия для продолжения масштабных реформ. Руководству страны важно использовать это окно возможностей для внедрения мер, направленных на устойчивое развитие, модернизацию экономики, улучшение социальной инфраструктуры и усиление позиций Казахстана на международной арене.
- Елена Леонидовна, какие общие тенденции во внутриполитической жизни страны вы можете отметить в уходящем 2024 году?
- 2024 год в Казахстане стал важным этапом дальнейшей политической модернизации, направленной на укрепление демократических институтов, децентрализацию власти, улучшение качества жизни граждан и активизацию гражданского общества. Можно выделить несколько ключевых направлений, которые показывают стремление к укреплению демократических институтов, улучшению управления и вовлечению граждан в процессы принятия решений.
Во-первых, это укрепление политической открытости и развитие демократических процедур, таких как переход к прямым выборам акимов с 2025 года и расширение роли граждан в политическом процессе, включая возможность подачи онлайн-петиций.
Во-вторых, продолжение процессов децентрализации власти. Тенденция к децентрализации власти и передаче большего числа полномочий на уровень местного самоуправления — это важный шаг в направлении более эффективного управления на местах.
В-третьих, повышение роли граждан в политических процессах и рост гражданской активности, формирование открытого диалога между властью и обществом, что позволяет более эффективно учитывать мнение населения при разработке государственных инициатив и политических решений. Это укрепляет доверие между гражданами и государственными институтами, создавая благоприятные условия для развития гражданского общества
Эти тенденции подтверждают курс на формирование более открытой, справедливой и инклюзивной политической среды, в которой каждый гражданин может чувствовать себя важным участником общественных процессов, а его мнение будет услышанным и учтенным. Такой подход способствует укреплению демократических институтов, улучшению качества управления и росту доверия между гражданами и властями. В свою очередь, это создает прочную основу для устойчивого развития страны, повышения социальной справедливости и политической стабильности.