«Союз лиц с инвалидностью Акмолинской области «Бірлік»: здесь помогут каждому

36
Adyrna.kz Telegram

ОЮЛ «Союз лиц с инвалидностью Акмолинской области «Бірлік» был создан в 2021 году. С тех пор и работает над улучшением качества жизни людей с инвалидностью. Что скрывается за этой формулировкой, какую практическую помощь оказывает объединение? Об этом беседуем с его председателем Рамазаном Мукатаевым.

– Рамазан Сапарович, чем союз может помочь людям с особыми потребностями, к достижению каких целей стремится?

– Основная задача – защита прав и интересов людей с инвалидностью. Наш офис – место поддержки, вдохновения, воплощения идей…  Здесь люди, сталкивающиеся с похожими трудностями, могут обмениваться опытом, находить друзей и союзников, а также предлагать друг другу моральную и практическую помощь. Можно сказать, что мы стремимся к созданию мира, в котором разнообразие воспринимается как сила, а не ограничение.

Неспроста выбрали название – «Бірлік». Девиз нашей организации звучит так:  «Единство – залог достойной жизни». Основные цели, если взглянуть широко на проблемы людей с инвалидностью, с которыми они неминуемо сталкиваются в повседневности, – улучшение качества жизни через спорт, обучение, трудоустройство и так далее.

Союз активно продвигает паралимпийское движение в Акмолинской области. Все мы стали свидетелями триумфа наших спортсменов на Паралимпийских играх в Париже в этом году. Акмолинские пара спортсмены завоевали две именные лицензии – безоговорочные, не поддающиеся сомнению. Обладателями именных лицензий на участие в Паралимпиаде стали  пара пауэрлифтер Давид Дегтярев и Еркин Габбасов – пара пулевая стрельба из пневматической винтовки. «Выстрелили» оба, прославив нашу страну на мировой арене. Давид завоевал золото, а Еркин серебряную награду, которая, считаю, равносильна золоту. Ведь в случае Еркина Габбасова – это работа команды, которая была проделана в рекордно короткие сроки.

– Людей с какими недугами объединяет «Бірлік»?

– Я сам «опорник», но помогаем людям с любыми недугами. Для нас это не имеет значения, как не имеет значения и то, откуда обращается человек. Охватываем всю область. В свое время организовали call-центр, звонки принимаются круглосуточно семь дней в неделю. В выходные и нерабочее время обращения обрабатывает виртуальная АТС, в рабочее время наш оператор. Вопрос поступил, мы его никуда не перенаправляем, отрабатываем сами или с госорганами. И только потом даем ответ или пути решения той или иной проблемы. А они есть всегда. Кстати, так возникала идея ежемесячных дней открытых дверей, проводимых на нашей базе управлением координации занятости и социальных программ. Люди обращаются с вопросами по здравоохранению, присвоению группы инвалидности, приобретению средств реабилитации, тех же колясок, советуются какой санаторий выбрать, где заказать протез. К решению проблем всегда подключается институт советников, а это все 20 регионов Акмолинской области.

– Как  взаимодействуете с государственными органами?

– Участвуем в конкурсах через государственный социальный заказ от отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния  города Кокшетау, областного управления координации занятости и социальных программ. В этом году, к примеру, работаем над проектом по профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью. Цель – помочь человеку найти себя, побороть страхи, преодолеть психологические проблемы. Есть люди с врожденной инвалидностью, а есть те, кто по воле судьбы оказался в инвалидном кресле. Они-то и нуждаются в психологической коррекции в первую очередь. В роли психологов выступают люди с инвалидностью, ставшие дипломированными специалистами. Эффективность такой помощи намного выше, ведь человек видит и осознает: «Смог реализоваться, чего-то добиться он, смогу и я». Помогаем не просто найти работу, обрести дополнительный доход, но и открыть собственное дело.

Один из таких примеров – Константин Нохрин, получивший травму позвоночника при падении с высоты. Он смог принять и преодолеть все трудности, открыл собственное дело. Занимается профессиональной заточкой режущих инструментов. Дело идет, не так давно уже сам Константин предоставил рабочее место человеку с инвалидностью.

Мы первые и, наверное, единственные в Казахстане организовали курсы по изучению теоретической части правил дорожного движения для глухих и слабослышащих. На жестовых язык перевели 42 урока, разместили на своем сайте в открытом доступе, преподаем теорию у себя в офисе в сотрудничестве с одной из автошкол города. В 2022 году организовали курсы компьютерной грамотности, видеоуроки тоже перевели на жестовый язык. Курсы массажа оказались востребованы среди мам, воспитывающих детей с инвалидностью.

В профессиональной реабилитации стараемся ориентироваться на спрос. Например, одежду шьет швея, используя специальное оборудование,  швейные машинки, которые требуют профилактического обслуживания, ремонта. Обучение ремонту швейных машин мое детище. К этому пришел сам еще лет десять назад. Находясь в кресле-коляске, как говорится, искал себя. Нашел. Теперь нам доверяют ремонт и обслуживание швейных машин. С нами советуются при выборе моделей швейного оборудования, потому что мы знаем его изнутри. Дело, можно сказать, процветает. Колоссальную прибыль не дает, нет. Но люди заняты, получают дополнительную финансовую подпитку. А главное – человек приходит сюда как на работу, чувствует себя нужным и полезным обществу.

Несколько лет назад наладили полный цикл ремонта и обслуживания инвалидных кресел-колясок. Замену подшипников, шин и камер, перетяжку сидений – все делаем сами. Сотрудничаем с АО «Тыныс», нашли постоянных поставщиков запасных частей.

– Союз в этом году вошел в Реестр социальных предпринимателей. Какие перспективы видите в этом?

– Есть у меня идея создать на базе союза социальный хаб – некое пространство, где люди с инвалидностью и не только могли бы реализовывать свои инициативы. Часто дело стопорится на этапе поиска подходящего помещения. Аренда дорогая, в квартире не развернешься. А мы хотим поставить во дворе оборудованные контейнеры с мини-мастерскими. Парикмахеры, маникюр, да мало ли что? Первый этап на получение гранта прошли. Если воплотим, будет замечательно. Хаб даст динамику, не мы будем предлагать, а к нам будут приходить с бизнес-идеями.

Знаю одну женщину, в феврале следующего года она пополнит ряды пенсионеров, но сидеть дома не собирается. Вяжет гамаки, нужно место. Говорю ей: «Пожалуйста, приходите, работайте. Арендную плату не попросим». Уверен, найдутся помощники, кто-то заинтересуется. Это же хорошо. Государство дает людям с инвалидностью «рыбу» в виде пособий, а мы хотим дать «удочку».

– В Казахстане особое внимание уделяется адаптации инфраструктуры для маломобильных граждан. Как оцениваете уровень развития безбарьерной среды в Кокшетау?  

Расскажу об одном случае. В наш офис пришли молодые ребята, ставшие свидетелями, как пожилая женщина не смогла подняться по крутым ступеням в какое-то здание. Они ей помогли и задались вопросом: «Почему так?». Предложили поработать вместе в создании доступной среды.  Общество должно понять, что пандусы, широкие двери, удобные перила нужны не только людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Есть понятие – маломобильная группа населения. Мы, инвалиды-колясочники, входим в эту группу как одна из категорий. А всего их восемь. Пожилые люди, любой человек, временно испытывающий трудности в передвижении из-за травмы,  женщины с ребенком под сердцем  и мамы, катящие перед собой коляску, люди с нарушениями зрения и слуха. То есть, на протяжении жизни в маломобильную группу входит каждый человек. Именно поэтому создание безбарьерной среды должно стать заботой всего общества.

Все лето передвигался по городу при помощи велоприставки к креслу-коляске на электротяге. «Намотал» 2,5 тысячи километров. К сожалению, не единожды приходилось преодолевать препятствия в виде бордюров, ям, выезжать на дорогу…  Есть правовое поле, выделяются деньги. Осталось организовать правильный подход и контроль исполнения, чтобы пандусы не выглядели горой Арарат в глазах инвалидов-колясочников, а в интерактивных картах доступности инфраструктуры не значились «белые пятна». Верю, что мы придем к этому.

Комментарии