Во всем мире символом успеха на музыкальном Олимпе являются четыре парня из города Ливерпуль, которые известны как участники группы BЕАТLЕS. Их головокружительный успех в 60-е годы прошлого века и сегодня для многих остается примером №1. Достаточно сказать, что Белый Дом в США закрылся единственный раз, когда все побежали покупать пластинку группы BЕАТLЕS: «Оркестр одиноких сердец сержанта Пеппера». И сегодня в книге рекордов Гиннеса BЕАТLЕS называется самой лушей группой мира. И вообще, история группы BЕАТLЕS до сих пор воспринимается как некая сказка. Но мало кто знает, что своему успеху битлы – Джон Леннон, Пол Мак-Картни, Джордж Харрисон и Ринго Старр обязаны не только своему таланту но и менеджеру группы.
На рубеже веков беженец из Польшы Айзек Эпстайн приехав в Ливерпуль открыл мебельный магазин. И как это бывает часто после него дело перешло по наследству к его старшему сыну. 19 сентября 1934 года у четы Харри и Куини Эпстайн родился сын которого нарекли именем Браен. Мальчик был симпатичным как все маленькие дети и конечно в школе был белой вороной. Десятилетнего мальчика исключили из частной школы за то, что во время урока математики когда все решали задачи он усердно занимался рисованием. В четырнадцать лет отец сумел зачислить сына поменявшего несколько школ в колледж «Рекин», где он обзаводится друзьями и играет главную роль в школьной постановке «Христофор Колумб». Когда мальчик говорит, что он хочет стать дизайнером, отец заявил: «Молодому человеку не стоит заниматься ерундой». И тогда Браен бросает колледж.
Мальчик начинает работать в семейном магазине за 5 фунтов в неделю. Здесь он обнаруживает, что из него получается неплохой продавец. К собственному удивлению Браен сам стал получать удовольствие от отцовского бизнеса. Через некоторое время отец отправляет его учеником в другую фирму. Когда через шесть месяцев успешной работы он покинет фирму «Таймс», ему в подарок преподносят паркеровскую ручку.
9 декабря 1952 года Браена призывают в армию. Если школа внушала Браену ужас, то мысль об армии вызывала панику. В армии у молодого Эпстайна дела совсем не ладились. Освободившись от службы в армии он возвращется в родной Ливерпуль и через некоторое время увлекшись театром поступает в Королевскую Академию драматического искусства и учится там успешно. Но со временем ему надоедает тамошняя схожесть с школьным укладом и дав себя уговорить отцу полностью погружается в семейный бизнес.
Именно в это время Эпстайн старший решает открыть еще один магазин в котором Браен возглавляет отдел грампластинок. В первую же неделю он получает хорошую прибыль и дела идут как нельзя лучше. 28 октября 1961 года в магазин в центре Ливерпуля, которая могла похвастаться тем, что только у них имеется «самая полная коллекция грампластинок на севере страны» зашел покупатель и попросил пластинку с песней «My Bonnie» группы BЕАТLЕS. Самолюбие управляющего Браена Эпстайна был задето за живое, так как, этой пластинки не оказалось в его магазине. В конце концов, если эта группа, неважно какая и откуда, выпустила пластинку, он обязан знать. Поэтому он пометил в своей записной книжке: «My Bonnie», BЕАТLЕS, проверить в понедельник.
Первым делом он спросил продавщиц в магазине, что они знают о БИТЛЗ. «О, это сказка!» ответили девушки в один голос, как окозалось музыканты группы были ливерпульцами как и сам Браен. Затем последовал новый сюрприз: одна из продавщиц сказала, что BЕАТLЕS именно те парни которые раздражали Браена тем, что битый день толкались у прилавков, слушая пластинки, но ничего не покупали. Такая нечесаная кодла в коже. Но поскольку девушки утверждали, что они очень симпатичные, он их не выгнал.
Браен пошел в клуб «Пещера» где они выступали, чтобы узнать какой фирмой была выпущена их пластинка. Увидев BЕАТLЕS он был покорен, от них исходил мощный магнетизм, который вызывал у публики колоссальное возбуждение. По возвращении он заказывает 200 экземпляров «My Bonnie» и на этом можно было бы все забыть. Но Браен ловит себя на том, что он все чаще думает о группе которая ему запомнилась в «Пещере». Он часто ходит смотреть выступление группы.
Браену потребовалось некоторое время, чтобы привести в порядок свои мысли. Он начинает узнавать, что такое быть менеджером группы. Как ими становятся? Как заключить контракт, если хочешь стать менеджером группы. Бывая в Лондоне по торговым делам Браен больше, чем обычно общался с людьми знающими и старался запомнить все, что может пригодиться. Но не все приветствуют задумку Браена. Когда он навещает своего друга адвоката Рекса Мейкина то вместо участия и совета услышал: «Поздравляю, еще одна эпстайновская идея. Сколько времени понадобится времени, чтобы вы к ней остыли?». Когда он сообщил родителям о своем намерении стать менеджером группы BЕАТLЕS которую ждет грандиозный успех, они тоже не были в восторге от этой новости. Не дав им перебить себя, он добавляет, что не собирается отдавать группе все свое время, но не станут же они возражать, если он чуть-чуть укоротит свой рабочий день?
Контракт с BЕАТLЕS был подписан именно той паркеровской ручкой которую ему подарили в фирме «Таймс». Все битлы подписали бумагу где было написано что отныне Браен Эпстайн является их менеджером. Сам Браен не подписал контракт.
– Я дал слово, и этого досточно, я выполняю все, что обещал, и еще никому ни разу не пришлось бепокоиться по поводу моей подписи.
Так изменилась судьба не только самого Браена, но и группы BЕАТLЕS. Тогда никто из них не представлял что их ждет в ближайшее время.
Самая большая заслуга Браена как менеджера группы была в том, с какой молниеносной быстротой преобразились под его руководством BЕАТLЕS. Он заставил их забыть о кожаных куртках и одеться в приличные костюмы. Все ангажементы он поставил на твердую основу. Также он добился того, что каждый участник группы знал, когда и где он выступает. Деятельность группы приобрела смысл официальной работы. Инструкции Браена были великолепно отпечатаны на листах с его собственным вензелем. Он ненавязчиво подсказывал битлам, что во время выступления необходимо петь только лучшие песни. Таким образом Браен выявив личности не изменил их, а лишь сконцентрировал то, что уже было в них заложено. Он никогда не вмешивался в творческий процесс который происходил в студии звукозаписи, а битлы в свою очередь полностью доверяли ему в организации рекламной кампании, концертов и гастрольных поездок. И так было всегда.
Браен буквально обивал пороги разных звукозаписывающих компаний демонстрируя раннюю пластинку записанную в Гамбурге, когда еще неизвестные битлы играли в ночных клубах по восемь-десять часов в день и записи новых песен BЕАТLЕS выполненные на домашнем бабинном магнитофоне. Даже такая знаменитая фирма как «ДЕККА» прослушав песни Ливерпульской четверки отказалась, сказав, что «гитарные группы скоро совсем исчезнут». Но Браен Эпстайн был неумолим. И судьба сложилась так, что он встретился с звукорежиссером по имени Джордж Мартин. Он предложил Браену привезти группу в Лондон для записи в студии. Для них у Джорджа Мартина была отличная песня которая должна была стать хитом.
Но приезду приезду в Лондон 11 сентября 1962 года BЕАТLЕS самому старшему из которых было двадцать два года а младшему девятнадцать, отказались от чужой песни, заявив, что собираются петь только свои песни. Они начали с песни «Love me do», потом записали «Please, please me» и другие.
Результаты не заставили себя долго ждать. В сентябре 1963 года на них обрушился шквал популярности которая в истории известна под именем «битломания». А через месяц BЕАТLЕS превратилась в новости для первой полосы для всех газет Великобритании сопровождающимися фотографиями массового психоза. Через некоторое время когда они были на гастролях в Париже их песня стала самой популярной в США куда Браен Эпстайн стремился давно повезти своих подопечных. Слава битлов возросла до того, что BЕАТLЕS стала первой группой выступавшей на больших стадионах. Их пластинки расходились большими тиражами. Фирмы не успевали выпускать парики с прической BЕАТLЕS. Горы сувениров, фигурки битлов, значки и плакаты с их изображением расходились мгновенно. Фильмы с их участием одна за другой становились большой сенсацией. Битломания охватила весь мир.
Браена Эпстайна по праву стали называть пятым участником группы. Его организаторские способности и талант музыкантов группы BЕАТLЕS способствовали достижению небывалых успехов в истории эстрадной музыки. Популярность и песни принесли участникам группы BЕАТLЕS и ее менеджеру немалые деньги. Они стали миллионерами и всемирно известными.
Несмотря на то, что группа распалась в 1970 году, по сей день диски c записями музыки BЕАТLЕS расходятся очень большими тиражами. Их песни «Girl», «Yesterday», «Let it be», «Come Together», «Because», «Hey Jude» и многие многие другие стали неотъемлемой частью мировой культуры.
Бердалы ОСПАН
Национальный портал "Адырна"