В конце девятнадцатого века, а именно в 1899 году специальный уполномоченный бюро патентов Чарлз Дьюелл сказал как ему казалось пророческие слова: «Все, что могло быть изобретено, уже изобрели». И ошибся.
Все знают братьев Райт, которые в начале прошлого века создали летательный аппарат и после ряда неудачных попыток сумели-таки оторваться от земли. Узнав об этом один студент престижного инженерного факультета Йельского университета бросил учебу... за год до его окончания.
В обеспеченной семье лесопромышленника в Детройте рос мальчик, тезка великого Шекспира. Уильям ничем не отличался от своих сверстников. Отец мечтал что сын продолжит его дело. Именно этому мальчику суждено было доказать миру, что нет ничего невозможного. Когда он подрос, отец отправил его учиться в колледж в Швейцарию. Потом он поступил в университет.
В душе Уильям был большим фантазером и увлекающейся натурой. Но среди сокурсников ничем не выделялся. Успех прославившихся братьев Райт его сильно удивило. Человек может летать! Именно эти слова день и ночь твердил про себя Уильям.
Спустя несколько лет мечтавший оседлать летающую машину Уильям Боинг приехал на съезд американских авиаторов в Лос-Анджелесе в надежде подняться в небо. Однако никто из пилотов не согласился взять молодого человека как пассажира. Кто-то рядом с пилотом? Для них это было немыслимо.
Но Уильям Боинг был не из тех, кто просто поворачивался и уходил, если ему говорили «нет». Самолюбивый Боинг теперь знал чем он займется в будущем. Он решил покорить небо, во чтобы ему это не стоило. И не обязательно уметь водить самолеты подумал он.
Пять лет он готовился к осуществлению своей мечты. До 1914 года зарабатывал стартовый капитал на торговле лесом и при этом находил время чтобы изучить теорию аэронавтики и практику самолетостроения. Именно в эти годы случай сводит его с Джорджем Конрадом Вестервельтом, бывшим военным моряком. Они решают вместе создать то к чему общество еще не было готово. Даже братья Райт считали, что аэроплан просто забава и не больше.
Боинг и его компаньон были как первооткрыватели. Они приступили к строительству своего первого детища, названного их инициалами: B&W. Благо заработанного капитала для этого было достаточно. А для сборки своего самолета Боинг выделил ангар, там раньше помещались его яхты и катера.
Но вскоре друг Боинга оставил. Уильям убрал его инициалы и продолжал. Его компания была зарегистрирована 15 июля 1916 года. Не долго думая он дал ей свое имя. Пригласил на работу авиаконструктора, а двух талантливых инженеров он нашел в университете города Сиэтл. Боинг смотрел далеко и в том же университете организовал курсы по авиастроению. Он знал, что квалифицированные специалисты основа любого дела.
Первая мировая война помогла Боингу по своему. Армия нуждалась в тренировочных аэропланах, и Боинг за короткие сроки изготовил специальную модель. Конструкция понравилась, и компания получила заказ на построение целых пятидесяти гидропланов. Таким образом к услугам военных первой мировой пришли «Боинги». Так начиналась революция авиастроения в Америке главным идеологом которой стал Уильям Боинг.
С окончанием войны заказы прекратились. Но Боинг не унывал. Он стал делать лодки... и мебель. Он понимал главное сохранить специалистов до хороших времен. А они, хорошие времена обязательно настанут. Он верил в это. В это же время Боинг продолжал разработку новых моделей.
Гражданская модель под номером сорок прекрасно выдержало испытание. И ничего что пилотская кабина находилась сзади, а первый пассажир – отважная журналистка чикагской газеты провела весь полет в салоне размещения который был совсем небольшим. Этот первый летательный аппарат вообще создавался как почтовый самолет, и они стали первыми «международными почтальонами». В 1919 году он вместе с пилотом перевез из Канады в Сиэтл целых 60 писем и бандеролей, открыв таким образом эру международной авиапочты.
В 1927 году «Боинг» стал ведущей авиастроительной фирмой США. И модель самолета которая могла перевозить 12 пассажиров была выпущена под номером 80. Но Уильям Боинг никогда не останавливался на достигнутом. Он ставит новую задачу перед разработчиками: скрнструировать модель более комфортабельную чем автомобиль Генри Форда. И это ему удается.
Вместе с пассажирскими самолетами появляется новая профессия – стюардесса. В те времена их называли «небесные девушки», и они должны были мило улыбаясь подавать не только кофе... взвешивать пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа, заправлять авиалайнер топливом и даже чистить ботинки пассажирам. И все равно желающих стать «небесными девушками» хотели многие.
Мечта сбылась, Уилям Боинг был счастлив. Но его мечты не знали границ. И он видел новые горизонты совершенства пассажирских авиалайнеров. Но началась вторая мировая война. Под его руководством был создан бомбардировщик «летающая крепость» который был достоин своего имени.
Когда война закончилась и военные заказы прекратились начался спад производства. Семьдесят тысяч сотрудников компании остались безработными. Теперь пришлось воевать за за место под солнцем и за пассажиров. Нужны были новые идеи и новые заказчики. И тогда на базе военного бомбардировщика создается реактивный пассажирский самолет – В-707. Именно на этих новых «Боингах» начали летать президенты. А «Боинг 747-200», принадлежавщий президенту Джорджу Бушу называли «летающим Овальным кабинетом». Там есть все – президентский офис, переговорная комната, комната для приема гостей, членов делегации, комната для журналистов и телохранителей и охраны. Есть даже комната где можно накрыть стол на сто человек. Есть помещения где повара готовят самые отменные блюда. И конечно есть официанты. На борту имеется небольшая поликлиника.
Естественно, что на этом компания «Боинг» не остановилась и самолеты один за другим сходят с конвейера. Вместе с пассажирскими, боевыми и грузовыми компания занимается выпуском элитных VIP-лайнеров для особых клиентов. Над такими экземплярами работают самые лучшие дизайнеры готовые выполнить любое желание заказчика. Какого цвета постлать ковры, как украсить диваны и кресла, какие установить светильники, какие и какого года напитки должны быть в баре, какие телевизоры и аквариумы любого размера с любыми видами рыба. Для компании «Боинг» мелочей не бывает. Они действительно работают по правилу «клиент всегда прав».
Для арабских шейхов изготавливаются салоны из чистого золота. А король Саудовской Аравии говорят украсил свой «Боинг-747» фонтаном. При этом в салоне полная шумоизоляция, имеются приборы слежения за воздушными объектами, есть специальная связь, суперсложная система обеспечения безопасности. И конечно специальное кондинцирование воздуха. Некоторые называют такие лайнеры «летающими городами».
И сегодня самолеты компании «Боинг» являются олицотворением полета в небо. И это все случилось благодаря маленькому мальчику из Детройта который умел мечтать.
Бердалы ОСПАН
Национальный портал "Адырна"