Имена двух деловых людей Фредерика Генри Ройса и Чарлза Роллса – превратившийся в словосочетание Роллс-Ройс имеет в мире такую же магическую силу как имена двух легендарных композиторов песенников: Леннон-Маккартни. Ныне с их именами связаны те же Джон Леннон и Пол Маккартни, Фрэнк Синатра, Редьяр Киплинг, Бернард Шоу, Эрнест Хемингуей, Марлен Дитрих, Элизабет Тэйлор, Барбра Стрэйзенд, Бриджит Бардо, Николай ІІ, Ленин, Жорж Клемансо, Ллойд, Муссолини, император Японии Иосихито, генерал Франко, король Бельгии Альберт І, Сталин, маршал Тито, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Генри Форд, Коко Шанель и Леонид Брежнев...
Все начиналось как в сказке Марка Твена «Принц и нищий». В английском графстве Кембриджшир, в семье трудолюбивого мельника Джеймса работавшего в арендованной мельнице в марте 1863 года родился пятый ребенок. Когда мальчик только начал ходить в начальную школу умирает отец оставив ему в наследство только фамилию – Ройс. И так как жизнь изменилась не в лучшую сторону, то маленькому Генри пришлось зарабатывать самому. Мальчик пошел продавать газеты. Но в отличие от многих своих сверстников он использовал любую возможность для повышения уровня знаний. Вечерами изучал алгебру, французский язык и основы электротехники.
Удача улыбается тому кто старается. Ройс получает место в одном из первых лондонских электрических предриятий – филиале американского изобретателя Хайрема Максима, того самого который изобрел пулемет «Максим». Трудолюбивый Ройс продолжает учебу в вечерних курсах лондонского политехнического института. Руководство замечает старания юноши и назначает его главой филиала фирмы в Ливерпуле. Но именно в это время компания обанкротилась и Генри пополнил ряды безработных.
Оставшись без работы в 1884 году Генри Ройс и его друг имевшие 70 фунтов общего капитала основали в Манчестере свой собственный бизнес. Начали выпускать небольшие электрические устроиства – переключатели, патроны и дверные звонки. Через десять лет их компания уже строила подъемные краны высокого качества выпуск которых был приостановлен лишь 1964 году.
В 1877 году в семье Джона Роллса, лорда Лангатока родился мальчик по имени Чарлз Стюарт Роллс. С самого рождения он не знал, что такое нехватка денег, и трудности жизни. Среднее образование получил в Итоне. В Кембридже выучился на инженера. Обеспеченный парень любил острые ощущения и хотел быть во всем первым.
Джентельмен из именитой семьи увлекался достижениями прогресса, такими как авиация и автомобильные гонки. Джон Роллс в 1898 году совершил 170 полетов на воздушном шаре, а в 1903 году стал одним из учредителей Королевского аэроклуба. В том же году он поставил рекорд скорости – 93 мили в час. В 1906 году неугомонный Роллс поехал в Америку и познакомился с братьями Райт.
В отличие от своего будущего партнера он уже в девятнадцать лет получил свою первую машину. Но Роллсу было обидно за свою родину, что приходится ездить на заграничном автомобиле. И у него появилась мечта – исправить это недоразумение.
Они познакомились 4 мая 1904 года в манчестерском отеле. «Я готов вложить деньги» – сказал богатый Роллс. «Качество остается, цена забывается» – сказал конструктор Ройс. Тут же было решено, что их совместное детище будет носить имя «Rolls-Royce». «Я познакомился с гениальным инженером в мире» – сказал Роллс, «Мы будем делать самые лучшие автомобили в мире» – сказал Ройс. Так состоялась сделка века.
Первый автомобиль «Rolls-Royce» был выпущен в 1907 году. Выехав на трассу Америки и Европы вышлая первая модель и сразу стала знаменитой. Ставшая мировым лидером на рынке роскошных автомобилей, легендарным символов качества, богатсва и успеха детище Роллса и Ройса превратилась в «штатный» автомобиль коронованных особ, политиков, звезд эстрады, кино и самых состоятельных людей. Она выпускалась до 1926 года. В Англии было произведено 6173 экземпляра, а в США – 1703.
Репутация автомобиля безупречна. Все попытки обогнать его по качеству оказались обреченными. Ведь это единственный автомобиль, который собирается вручную. Цех фирмы – царство высшей точности и тишины. Все как в операционной, в мастерских работают в одежде наподобие врачебных, в шапках, халатах и перчатках. Каждая деталь двигателя, каждый кусок дерева и кожи для отделки просвечиваются перед сборкой так, чтобы узор сходился под микроскопом. На отделку салона идут редкие сорта орехового дерева и кожа шотландских коров определенной породы.
До 1978 года в машине было слышно только тиканье часов. А после 1978 года тишину не нарушают и часы, поскольку их начали оснащать электроникой.
За цвет окраски и бесшумную работу мощного мотора журналисты сразу же окрестили «Rolls-Royce» – «Серебряным призраком». Это положило начало традиции в наименовании последующих моделей. Появились на свет «Серебряный фантом», «Серебряное облако», «Серебряный дух», «Серебряная шпора» и «Сребряный вихрь».
Все модели имеют примерно одинаковые характеристики: вес 2,4 т, длина 5,3 м, скорость 250 км/час. На капоте «Rolls-Royce» красуется женская фигура. В то время среди автомобилистов возникла мода устанавливать на капоте талисманы. Решено было на автомобиле установить фигурку которая бы стала символом марки. За исполнение взялся Лорд Джон, редактор автомобильного журнала. Он попросил редакционного художника создать фигурку. В феврале 1911 года на капоте «Rolls-Royce» появилась фигурка девушки чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Автор назвал ее «Дух экстаза», но ее называли по разному – «Летящая леди», «Серебряная леди», «Дух скорости» и «Дух восторга». Она была признана лучшим талисманом в мире. Про статуэтку появились легенды. Мол, когда владелец покидает машину, талисман моментально прячется за радиаторскую решетку. И при ударе «Летящая леди» исчезает.
Самая роскошная и дорогая модель ««Rolls-Royce» VI образца 1968 года собиралась по три экземпляра в год. Каждый автомобиль готовился в течение полутора лет и стоил более 110 тысяч долларов.
Если клиент пожелает самую шикарную из современных моделей делают полностью бронированной. Такой автомобиль выдерживает взрыв гранаты под капотом и выстрел автомата Калашникова в стекло с расстояния 5 метров. Такая машина с повышенной безопасностью стоит – 200 тысяч долларов.
Во время первой мировой войны вся английская авиация была снабжена моторами «Rolls-Royce». А автомобили работали как машины «скорой помощи», броневики, штабные и связные автомобили. В годы Воторой мировой на моторах «Rolls-Royce» летали английские бомбардировщики.
Слава «Rolls Royce» еще уверенней зашагала во времена расцвета рок-музыки. Звезды от электрических гитар тоже считали престижным ездить на шикарных «Rolls- Royce». И сегодня автомобиль чью историю можно изучать по именам знаменитых обладателей ездит по дорогам мира. Шестьдесят процентов всех выпущенных машин по режнему на ходу.
Такова история знаменитых партнеров по бизнесу Гени Ройса и Чарлза Роллса которые не признавали выражение «Rolls-Royce» сломался». Для этих целей было придумано официальная формулировка «оказался не в состоянии продолжать движение».
Бердалы ОСПАН
Национальный портал "Адырна"