В Алматы появится региональный центр ООН по Целям устойчивого развития для стран Центральной Азии и Афганистана. Генеральная Ассамблея ООН при участии представителей 152 стран единогласно приняла резолюцию о создании центра. Тем самым в ООН поддержали инициативу президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, с которой он впервые выступил на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2019 году. О стратегическом значении регионального хаба ООН в Алматы высказался политолог, директор Центра экспертных инициатив "Ой Ордо" (Кыргызстан) Игорь Шестаков.
- Игорь Альбертович, в чем заключается стратегическая важность открытия Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана в Алматы?
- Надо начать с того, что с 2019 года Касым-Жомарт Токаев продвигает инициативу об открытии Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР) для стран Центральной Азии и Афганистана. Это обусловлено теми сложными процессами, которые происходят в нашем регионе. Они напрямую связаны с экологическими аспектами, поскольку тема экологии в рамках деятельности не только ООН, но и других крупных организаций, как ШОС, СНГ, имеет особый статус, ей уделяется повышенное внимание со стороны глав государств.
В качестве примера, Касым-Жомарт Токаев не раз акцентировал внимание на проблеме сохранения Арала и создании Фонда спасения Аральского моря. Это один ярких, к сожалению, негативных примеров, когда истощение водных ресурсов одного из крупнейших водоемов в Центральной Азии негативно сказалось на многих других аспектах жизнедеятельности региона, включая продовольственную безопасность, привело к процессам деградации земель. Исходя из этого опыта, Астана внесла большой вклад в качестве международной инициативы в создание Фонда по спасению Арала, реанимацию этих процессов, возрождение данного водного бассейна. Это один из масштабных примеров, который показывает, что за инициативой, которую 6 лет назад выдвинул лидер Казахстана, есть уже конкретные наработки, которые могли бы быть использованы в деятельности регионального центра ООН.
По данным ООН, чрезмерная деградация окружающей среды, изменения климата приведут к сокращению водных ресурсов во многих странах, а для государств Центральной Азии это является вопросом выживания. Возьмем, к примеру, строительство канала Куштепа, которое ведет движение «Талибан» уже несколько лет. Если этот канал будет забирать 30 процентов от Амударьи, которая играет ключевую роль в водобеспечении нашего региона, это может привести к катастрофическим событиям. Здесь могут возникнуть локальные конфликты между нашим регионом и Афганистаном. По некоторым прогнозам, если в ближайшие десять лет в центральноазиатском регионе будет ограничен доступ к водным ресурсам, то вынужденная миграция затронет до 3 миллионов человек. Я считаю, эта тема - одна из первичных в деятельности данного центра. Об этом не раз говорил и сам Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях.
Я думаю, что на базе центра ООН в Алматы будут разработаны и реализованы соответствующие проекты, которые потом, возможно, станут моделями для других регионов мира, где ощущаются результаты глобального потепления и другие вызовы, которые угрожают прежде всего социально-экономической стабильности.
- Как это событие вписывается в долгосрочную внешнеполитическую стратегию Казахстана?
- Казахстан за последние годы достаточно активно инициирует на международном уровне различные региональные проекты, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня. Во многом инициативы Токаева даже опережают время. Дело в том, что Касым-Жомарт Токаев - один из опытнейших дипломатов, который на протяжении длительного периода профессионально занимается внешнеполитической повесткой постсоветского пространства. Естественно, что с его приходом на пост президента страны к Казахстану обращено повышенное внимание.
Внешнеполитические инициативы Касым-Жомарта Токаева исходят из его личного опыта, в том числе во время кризисных явлений, и отражают реалии времени. Токаев во многом связан с построением внешней политики независимого Казахстана. Тогда был политический и экономический кризис в рамках бывшего Советского Союза, сегодня мир переживает очередные непростые времена.
Помимо данного центра ООН, лидер Казахстана предлагал создать Коалицию стран по развитию первичной медико-санитарной помощи. Эта идея актуальна, потому что мы еще не пережили все последствия Covid-19. На примере кыргызско-казахских отношений могу сказать, что в прошлом году на межправительственном уровне было подписано очень важное соглашение, которое касается сотрудничества в сфере биобезопасности. После пандемии понятие биобезопасности из каких-то специализированных сфер вышло на общенародный уровень, потому что люди стали интересоваться, как застраховать себя от страшных последствий пандемии. Это сотрудничество закладывает фундамент в развитии региональных отношений в данной области. Среди важных инициатив Токаева - создание международного Центра по мониторингу и защите ледников в ЦА.
Кроме того, во многом внешнеполитическая стратегия Казахстана имеет фундаментальные основы в создании Центральноазиатского союза, о чем главы государств нашего региона ведут диалог не первый год. Я думаю, что эти концептуальные ходы и инициативы, которые исходят от Астаны, в дальнейшем могут получить продолжение на базе регионального объединения. Так или иначе создание подобного союза – это тоже требование времени. Это прекрасно понимают президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, которые стоят в авангарде продвижения данной идеи.
Казахстан активно участвует в проектах, которые связаны с региональной безопасностью. Это касается не только вопросов водных ресурсов или биологической защиты, это касается и противодействия экстремизму и терроризму, поскольку эти угрозы являются актуальными, в том числе, исходя из ситуации в Афганистане. Казахстан пережил в 2022 году потрясение, где были задействованы международные террористические и экстремистские группировки. Для Кыргызстана эта тема также злободневна, наши силовые структуры регулярно пресекают деятельность деструктивных ячеек, которые пытаются дестабилизировать ситуацию в центральноазиатском регионе.
Поэтому, я могу сказать, что внешнеполитическая стратегия Казахстана отражает интересы центральнозиатского региона.
- 152 страны стали соавторами резолюции. По Вашему мнению, почему мировое сообщество поддержало инициативу Казахстана? Какие глобальные и региональные тенденции способствовали принятию решения о создании центра в Алматы?
- Президент Казахстана не раз говорил о том, что ООН в последние годы, к сожалению, не успевает за динамично развивающейся мировой повесткой. Лидер Казахстана и лидеры других ведущих стран, как США, России, Китая, не раз подчеркивали необходимость реформирования ООН, чтобы она отвечала требованиям происходящих событий, потому что так или иначе с ООН связывали стабилизацию мировых процессов, включая военных. К сожалению, в последние годы ООН стала организацией, где озвучиваются мнения и выражаются позиции, но это не влияет на процессы стабилизации.
На мой взгляд, в основе инициативы по созданию регионального центра ООН в Алматы лежат все-таки вопросы безопасности в широком смысле этого слова. Новый хаб может стать определённой моделью и для деятельности самой ООН, не только для регионов мира, которые испытывают глобальные проблемы, но и моделью того, как ООН будет действовать в новых условиях, исходя из реалий сегодняшнего дня.
К примеру, Афганистан является для ООН одной из самых горячек точек. Региональный центр ООН в Алматы включает в себя вопросы взаимодействия с Афганистаном, то есть появляется дополнительная международная проектная площадка. Я думаю, что многие в Нью-Йорке, где находится штаб-квартира ООН, это понимают. А широкое коалиционное соавторство на Генеральной Ассамблее ООН отражает актуальность инициативы, выдвинутой казахской стороной.
Новости по теме
Почему казахи до сих пор не создали ничего подобного бессмертной картине русского художника К. Брюллова «Всадница»?