Музей истории города Алматы открыт в 2002 г. Является ведущим научно-исследовательским и культурно-образовательным учреждением, города Алматы. Экспозиция музея представляет историю Алматы с периода возникновения первых поселений на территории города и его окрестностей до сегодняшних дней. Отдельные разделы посвящены образованию казахской государственности, верненскому периоду, истории современного Алматы. В музейный комплекс входит археологический парк «Боралдайскиесакские курганы», где в будущем будет создан музей под открытым небом. Музейные коллекции хранят более 35 тыс. предметов, рассказывающих о 1000-летней истории города. Музей регулярно проводит выставки, международные конференции, «Круглые столы» по вопросам историко-культурного наследия.
Алматы сегодня – это крупнейший мегаполис Казахстана, финансовый, экономический, научный, культурный центр, наделенный особым статусом города республиканского значения, имеющий многовековую историю, переживший периоды расцвета и упадка. История Алматы отражает весь сложный многослойный многовековой путь, пройденный независимым Казахстаном. Этот город – своеобразный аккумулятор истории, творец многих исторически значимых событий. Реконструкция истории города Алматы, дает нашим современникам возможность встречи с материальным и духовным наследием прошлого, позволяет четче и яснее осознать настоящее и с оптимизмом смотреть в будущее. Главной задачей, поставленной акиматом Алматы перед историками является определение возраста города и места его зарождения.
В первую очередь была проведена большая работа по выявлению и сохранению памятников историко-культурного наследия на территории города. Среди них выделяется величественный некрополь кочевой элиты – Боролдай.
Постановлением Акима города № 1/185-390 от 28 марта 2006 года территория, занимаемая курганами, площадью 430 га передана под юрисдикцию Музея истории города Алматы для создания музея под открытым небом – Археологического парка «Боролдайскиесакскиекурганы», который будет включать в себя собственно археологический парк и этнопарк «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».
Курганный могильник Боролдай на северо-западе города Алматы, между реками Улкен Алматы на востоке и Боролдай на западе. На севере граничит с поселком городского типа Боролдай, а на юге – с БАКом и состоит из 47-ми курганов. Памятник до настоящего времени сохранил свой культурный и природный ландшафт, избежал застроек и разрушений и является единственным памятником эпохи раннего железного века, сохранившимся на территории крупного мегаполиса. Уникальность могильника не только в его сохранности. Ряд курганов – доминантов (диаметром 80-150 м, высотой 10-14 м), являющихся системообразующими элементами некрополя, позволяют характеризовать его как династийный царский погребальный комплекс.
Как показали первые разведки, вокруг курганов находятся различные внекурганные объекты: ограды, поминальные кольца, жертвенники. Для более полного понимания памятника необходимо тщательно исследовать всю территорию могильника, включая скрытые под толщей напластований внекурганные выкладки. Все это дает основание ставить вопрос о сохранности не только курганов, но и всей территории комплекса и создания на данной территории музея под открытым небом.Идея сохранения этого уникального памятника возникла давно. В течение последних десятилетий не раз ставился вопрос о сохранении некрополя, но предложение о создании на его месте археологического парка было выдвинуто впервые.
Создание Археологического парка обусловлено тем, что современные типы музеев под открытым небом не могут быть только заповедниками, они должны быть активными средствами коммуникации населения и культурной среды. Одной из таких форм, появившихся в последнее время, являются археологические парки, где сочетаются зоны археологической консервации памятника и различные формы статических и музейных экспозиций.
Археологический парк – оптимальная форма сохранения природного и историко-культурного наследия, качественно новое явление по отношению к другим видам музея под открытым небом. Предлагаемая нами форма формулируется как музеи, где объекты расположены на месте своего создания, скомпонованы с перенесенными и воссозданными.
На территории археологического парка предполагается организация трех зон. Первая из них будет состоять из самого некрополя, в том, числе курганов, которые предполагается исследовать и полностью восстановить, т.е. курганы будут тщательно раскопаны, а затем музеефицированы. Музеефикация предполагает документальнуюреконструкцию не только культурного ландшафта, внешнего облика курганов, но и внутрикурганного устройства, погребального комплекса.
Восстановленные археологические объекты органично впишутся в естественную природную среду, посетители ознакомятся с реконструированными археологическими объектами. Остальные курганы будущего парка – 47 сакских и усуньских курганов должны сохраниться в первоначальном виде. Во второй зоне, свободной от режима консервации и не содержащей подлинных памятников археологии, будут созданы макеты археологических объектов различных эпох в натуральную величину. В этой же зоне предполагается размещение экспозиции по казахской традиционной кочевой культуре – этнопарка «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».
На территории, свободной от подлинных памятников и музейной экспозиции – третьей зоне, окружающей некрополь и музеефицированные объекты, будет развернута садово-парковая зона, где будут сосредоточены основные объекты туристического обслуживания.
В целом, предполагалось не только восстановление природного и культурного ландшафта, создание археологического парка на месте археологических раскопок с полной реконструкцией наземных и внутримогильных конструкций, но и организация соответствующей музейно-туристической инфраструктуры.
В 2007-2010 гг. были построены входная группа, административное здание, ограждение территории археологического парка, заасфальтированы подъездные дороги к парку и дорожки, ведущие к зданию администрации. Проводились работы по благоустройству и озеленению территории парка. В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта археологического парка «Боралдайскиесакские курганы».
В последнее десятилетие в г.Алматы была развернута большая программа изучения культурного наследия. Предгорья Заилийского Алатау освоены человеком еще в период бронзового века, в XVIII-VIII до н.э., когда здешние места стали населяться племенами андроновской культуры.
Археологические исследования на комплексе Бутакты 1 проводившиеся в 2003 году выявили самый ранний слой датируемый эпохой бронзы.Поселение расположено на юго-восточной окраине г. Алматы в урочище Медеу, на ровной террасе правого берега реки Жарбулак. Жилище эпохи бронзы представляло собой полуземлянку квадратной формы, размерами 11х11 м. По центру жилища были врыты массивные деревянные бревна, крыша была четырехскатной, стены оштукатурены глиной. Среди найденных предметов встречаются каменный инвентарь – зернотерки, песты, ступки, а также бронзовые иглы, проколки, бусы. Керамический материал представлен плоскодонными сосудами разных размеров.
В 2006 г. был исследован могильник раннего железного века Улжан 2, расположенный в микрорайоне Улжан на правом берегу реки Үлкен Алматы. Могильник состоит из пяти курганов, вытянутых в цепочку по линии северо-восток-юго-запад. Насыпи курганов состоят из земли и камня. Могильник расположены среди жилых домов, территория активно застраивается. Так, с северной стороны в насыпь кургана № 4 врезан жилой дом, подошвы насыпи были срезаны при возведении построек. Сам курган представляет собой довольно сложное архитектурное сооружение, состоящее из погребальной камеры и насыпи в четыре слоя.Слой насыпи может отражать количество тризн, после завершения каждой из которых насыпался новый слой. С 2009 года ведутся исследования на городище Алматы (Алмаарасан). Академик К.М. Байпаков отождествляет его с городищем, обследованным в конце 19 в. известным востоковедом В.В. Бартольдом. В настоящее время раскопаны целые кварталы, осуществленамузеефикация исследованных жилищ. Проводятся работы на аварийных археологических объектах.
2014 год порадовал рядом интересных находок. При исследовании двух аварийных курганов могильника Кок-Кайнар на северо-западе города были найдены интересные артефакты. В кургане № 1 были обнаружены два женских захоронения. Одно из захоронений оказалось абсолютно нетронутым.( Фото4-6). деревянном погребальном ящике лежали останки молодой женщины, рядом находилась характерная для этого захоронения погребальная утварь. Три красивых погребальных керамических сосуда и большое бронзовое зеркало, над загадкой которого до сих пор ломают голову специалисты-археологи не только Музея истории города Алматы, но и Института археологии им. А.Х. Маргулана.
Кроме того, были найдены различные ювелирные украшения: бронзовые шпильки для волос и перстень. Стенки могильной ямы были оштукатурены специально привезенной серой глиной. Сверху могилы было своеобразное намогильное сооружение из паксовых кирпичей, опорой которого служили деревянные столбы. В соседнем кургане № 2 на четырехметровой глубине находилось мужское захоронение, разграбленное еще в древности. К нашему счастью, были найдены два уникальных фрагмента, относящиеся к костюму погребенного: золотая пластинка с изображением орла в геральдической позе и золотая фигурка барса, которые по всей вероятности украшали навершие головного убора погребенного. Сверху этой могилы археологами зафиксированы остатки намогильного сооружения, а также фрагмент свода, перекрывавший пространство над могилой. Этот свод был прокален, что говорит о том, что там горел огонь. На данный момент музейными специалистами проводятся лабораторные исследования археологических находок.
Все эти исследования создали совершенно новую научную ситуацию, позволившую говорить о возрасте Алматы. Уже дважды,в 2006 и 2010 гг., ученые обсуждали возраст города в формате научно-практических конференций, представляя общественности факты о 1000-летней истории Алматы. По итогам конференции 2010 года алматинские ученые пришли к следующим выводам: X-XI вв. можно считать временем возникновения города Алматы.
Средневековый город активно жил в X-XIV вв. и пришел в упадок в XIV-XV вв. в ходе междинастийных войн Чингизидов и в результате разрушительных походов Тимура и Тимуридов .Оседлая жизнь здесь, однако, продолжала существовать и развиваться в XIV-XIХ вв., особенно в эпоху формирования Казахского ханства, во второй половине XVIв. Основанный в 1854 году на месте древнего Алматы город Верный (Алматинск) –Алма- Ата – Алматы, является важной частью тысячелетней истории города, открывшей новую страницу истории Алматы.
Таким образом, деятельность Музея история города Алматы в сохранении и развитии культурного потенциала, характеризует его как важный структурообразующий элемент в развитии экономики города, связанной со строительством, реставрацией и музеефикацией богатого исторического наследия.
Гульмира Билялова,
зав. отделом древней, средневековой истории иверненского периода
Музея истории города Алматы
С целью поддержки Стратегии Казахстан-2050 – «Мәңгілік Ел», программ Лидера Нации Н.А.Назарбаева «Культурное наследие» и «Народ в потоке истории», Национальное этнографическое объединение «Адырна» при поддержки Управления внутренней политики г. Алматы проводят Международную научно-практическую конференцию на тему «История тысячелетней Алматы: археологические и письменные сведения» посвященное 1000-летию Алматы.
Цель конференции – сбор и исследование фактов тысячалетней Алматы, изучение сведении об историческом значении города а так же аргументирование и доказательство древности Алматы.
Сотрудник Музея истории города Алматы Гульмира Билялова выступила с докладом на тему «Опыт Музея истории города Алматы в сохранении археологического наследия города».