ДОСЫМ САТПАЕВ: «Скелеты» посткоронавирусного Казахстана

6037
Adyrna.kz Telegram

Наличие реального, а не мифического стратегического резерва у Казахстана на случай ЧС национального, регионального или глобального масштабов является составной частью национальной безопасности страны. И стратегические резервы – это не только продукты питания. В Казахстане эпидемия указала на крайнюю уязвимость страны из-за отсутствия производства собственной медицинской продукции, оборудования и значительного количества медикаментов. Его величество импорт царствует везде. В том числе доминирует импорт и основной части продуктов питания в страну, что давно уже представляет угрозу продовольственной безопасности Казахстана.
Кстати, пандемия коронавируса очень наглядно продемонстрировала, что любая чрезвычайная ситуация глобального масштаба тут же включает привычный механизм самосохранения, когда каждое государство помогает в первую очередь самому себе. С политической точки зрения это понять можно, ведь местным политикам нужно показать свою антикризисную эффективность в первую очередь собственным гражданам. Поэтому в подобных случаях на первоначальном этапе ЧС часто придется полагаться в основном на свои силы и ресурсы, и лишь позже надеяться на чью-либо помощь. А ведь нынешняя пандемия коронавируса – цветочки по сравнению с появлением супервируса с более высокой смертностью и такой же скоростью заражения, о котором уже давно предупреждают вирусологи. Геморрагическая лихорадка Эбола, птичий и свиной грипп, а теперь и коронавирус могут оказаться лишь репетицией перед появлением более страшной глобальной угрозы, которая может нанести гораздо чувствительный удар по демографической безопасности Казахстана и социально-экономической обстановке в стране.
Но ведь есть еще риски национального масштаба, когда стратегические резервы страны (частью которых являются стабилизационные фонды регионов) также понадобятся. И здесь настораживают некоторые прецеденты. Например, несколько лет тому назад в Южно-Казахстанской области возникла скандальная ситуация, когда в региональном стабилизационном фонде недосчитались продуктов на 164 млн тенге. Если такие же дыры появились в стабилизационных фондах других регионов, то это явная угроза безопасности страны.
Как-то давно я пришел к выводу, что лучше, когда во власти больше пессимистов-реалистов, так как они всегда исходят из худшего, что заставляет их выполнять свою работу лучше, чтобы это худшее не произошло. В результате этой качественной работы оптимистов в обществе становится больше. Хуже, когда во власти слишком много дутых оптимистов и очковтирателей, которые делают вид, что всё хорошо, в итоге - количество пессимистов в обществе растет. Выходит, что все-таки лучше иметь побольше реалистов во власти, чтобы было побольше оптимистов в обществе, чем наоборот.

Пікірлер