Открытое письмо Президенту: когда в РК построят новые НПЗ?!

9630
Adyrna.kz Telegram

В редакцию «Адырна» поступило письмо известного ученого Сапаркали Конуспаева о необходимости строительства новых нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане. В самом деле, очереди за соляркой на АЗС, вечный дефицит в период посевной и уборочной кампаний. К тому же тарифы для всех потребителей электроэнергии в этом году выросли в среднем на 10 %, для 5 месяцев это много.

Еще в 2009 году встал вопрос о цене: модернизацию трех старых заводов оценивали в $3,5 млрд, а строительство нового – в $6 млрд. В общем, тогда выбор был сделан в пользу модернизации. Прошло с тех пор немало времени, а проблема осталась нерешенной. Достаточно сказать, что летом прошлого года нефтепереработка в Казахстане обрушилась почти наполовину из-за частичного закрытия двух НПЗ. Публикуем Открытое письмо с небольшими правками.

                                       ***

Глубокоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Я, Конуспаев Сапаркали Ретаевич, химик, специалист в области катализа и нефтехимии, ученик академика Д.В.Сокольского.

Причиной написания моего письма является следующий факт: в Казахстане не хватает энергии, дефицит нефтепродуктов и электроэнергии сдерживает развитие страны. Я всеми клетками своего организма одобряю реформы, которые Вы провозгласили в своем Послании народу в 2024 году. Я ждал в Вашем послании необходимость построения нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), однако его не было, а возможность построения АЭС ограничили референдумом.

За годы независимости не построено ни одного НПЗ, в стране не хватает дизельного топлива, чиновники вынуждены вводить квоты на его использование на время посева и жатвы. Действующие НПЗ в гг. Атырау, Павлодар и Шымкент работают с нагрузкой не более 70 % своей мощности. В чем причина? Ответ: не дают нефть на переработку.

Казахстан находится в неоколониальной зависимости от транснациональных фирм, как Шеврон, Шелл и др. Более 40 % углеводородных недр проданы Китаю. В стране действуют кабальные контракты, подписанные в 90-х годах, в ущерб национальным интересам Казахстана. Раньше нефтепродукты завозили из России, теперь из Китая, куда проложен нефтепровод.

Электроэнергию Алматы получает из Киргизии, а сам город задыхается в пробках. Если в пригороды Алматы (Каскелен, Талгар, Иссык, Кунаев) пустить электрички, то пробки значительно уменьшатся. Развитие метро сдерживает дефицит электричества.

Времена изменились, пора пересмотреть эти контракты. Государственная компания «КазМунайГаз» не проявляет никакой инициативы, решая лишь повседневные задачи.

На эту тему я провел много научных семинаров в КазНУ им. аль-Фараби и ИХН им. А.Б.Бектурова.

Предлагаю создать новые НПЗ в каждом мегаполисе Казахстана – в Алматы, Астане, Шымкенте и Караганде, действующие НПЗ закрыть как морально устаревшие, не отвечающие требованию времени. В каждом мегаполисе построить АЭС, потому что ядерное топливо добывается у нас и продается за рубеж. Не надо тратить средства на проведение референдума, народ ждет это решение. Такое политическое решение можете принять только Вы.

Я готов выступать на эту тему перед любой аудиторией, консультировать специалистов, которые будут заняты проектированием и строительством новых НПЗ. Проектирование и строительство должно быть осуществлено с учетом новых достижений мира по нефтепереработке, цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Профессор кафедры физической химии, катализа

и нефтехимии КазНУ им. аль-Фараби, д.х.н.                               Конуспаев С.Р.

Комментарий к письму.

Письмо такого содержания было отправлено президенту Республики Казахстан Токаеву К-Ж.К. и руководителю администрации президента РК Дадебаеву А.А. 27 марта 2024 года.  В ответ на эти послания пришли два письма № ЖТ-2024-03588407 от 2 апреля 2024 года и № ЖТ-2024-03597803 от 3 апреля 2024 года с одинаковым содержанием за подписью вице-министра энергетики РК Аккенженова Е.К., исполнителя Сандибек А.С.

Суть ответа: в Казахстане есть 100 % обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами, приводятся сведения о реконструкции и расширении мощностей НПЗ в гг. Атырау, Павлодар и Шымкент, а также увеличении производства битума на фирме CaspiBitumс 1 до 1,5 млн тонн/год. Комментируется ситуация вокруг создания АЭС в Казахстане. Единственная утешительная часть для меня – они благодарят меня за активную гражданскую позицию, спасибо за это. По сути, это квалифицированная отписка, реплики и мысли простых граждан не попадают президенту, поэтому я вынужден открыто опубликовать свое письмо и комментарий к нему. Речь идет не о шкурном интересе отдельного человека, а о будущем нашей страны и народа.

Как решаются подобные проблемы в современном мире? Каким путем должен пойти Казахстан?

Один из последних примеров построения нефтехимического комплекса в мире был случай после объединения ФРГ с ГДР. В г. Лойна ГДР работал химический комбинат им. Вальтера Ульбрихта. Немцы полностью снесли его как не отвечающий западным стандартам и на его месте построили новый НПЗ на 10 млн т. в год с комплексной переработкой всего углеводородного сырья. Нефть и газ – уникальное сырье, которое не имеет отходов, как металлургия. В проект комбината заложили все новейшие достижения мира на 1997 год, из бывшего СССР выкупили две технологии, одна из них – процесс цеоформинга, созданный в Институте катализа им. Г.К.Борескова СО РАН г. Новосибирск. Нефтехимический комбинат носит название «Лойна-2000», поскольку запущен в 2000 году. На этом комбинате производятся все продукты глубокого передела нефти и газа. Оттуда мы завозим баклажки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), что обходится нам в копеечку.

Сравним с ним НПЗ Казахстана. НПЗ в Атырау построен в 1945 году, в Павлодаре и Шымкенте – в 70-х годах прошлого века. У последних двух пущена только первая очередь, атмосферная дистилляция, риформинг прямогонного бензина и гидроочистка дизельного и авиационного топлива. Страна продолжает топить мазутом, который является остатком атмосферной дистилляции. В летнее время мазут заливают с мазутохранилища, в котором предусмотрена система обогрева. В зимнее время мазут подают на топку, предварительно обогрев мазутохранилища, на который уходит 30 % тепла от сжигания. В мазуте содержится 3 % серы, который улетает в атмосферу в виде сернистого газа и выпадает на землю в виде кислоты. Это наносит серьезный ущерб экологии Казахстана. Глубина переработки нефти не превышает 69 %.

В Казахстане приняты стандарты Евро-4, но существующие НПЗ не могут производить бензин и дизельное топливо, отвечающее им.

Глубина переработки нефти на Лойна-2000 составляет 100 %. Нет твердых и жидких остатков производства. Вода в системе Лойна-2000 находится в обороте, для чего создано 4 пруда. После очистки вода хранится в этих прудах, где разводят рыбу, излишек которой подается на рынки, что приносит прибыль. Вторичное тепло используют в теплицах, где растут овощи и фрукты. Твердых остатков тоже нет, гудрон, из которого у нас производят битум, у немцев идет на водяную конверсию с получением синтез-газа и далее переводится в метанол. От битума Евросоюз отказался 30 лет назад, а наше Минэнерго в своем письме увеличение мощности на CaspiBitum отмечают как успех. Вместо битума ЕС использует полимер асфальт, которым покрывают верхний слой дорог.

Залогом успешного развития страны являются дешевые и доступные нефтепродукты, без которых не можем обойтись в обозримом будущем, и избыток электроэнергии. Эти вещи в Казахстане являются дефицитными.

Рост городов-мегаполисов Алматы, Астана, Шымкент, Актобе, Караганда и др., которые дают основной вклад в бюджет страны, требует дешевых нефтепродуктов и электроэнергии. Повторюсь, для развития Алматы не хватает электричества, так если бы пустили электрички в Каскелен, Талгар, Иссык, Кунаев и другие пригороды, автомобильных пробок стало гораздо меньше, развитие метро сдерживает нехватка электричества. Каждый назначенный аким Алматы вносит «свою лепту», так один из них ликвидировал экологически чистый транспорт трамвай вместо постройки трамвайного завода.

Я провожу лекции и семинары на факультете химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби и рассказываю своим студентам об этом, не раз проводил семинары на эту тему, но поддержки руководства не получил.

В пригороде Алматы надо построить нефтехимический комбинат с использованием последних достижений науки в этой области, цифровых технологий и искусственного интеллекта. Исследователи всех факультетов КазНУ и НИИ получили бы возможность на нем внедрять свои прикладные достижения.

Для этого нужна политическая воля, надо пересмотреть контракты с транснациональными фирмами, как Шеврон и другие, которые держат нас в неоколониальной зависимости. Времена изменились, современный мир не хочет подчинения гегемону в ущерб своих интересов. Президент Казахстана должен защищать его национальные интересы.

В своей истории Казахстан долго находился в колониальной зависимости, получив суверенитет, попал в неоколониальную зависимость от транснациональных нефтяных корпораций. Более 40 % углеводородных недр проданы Китаю, хотя существует закон о запрете продажи земли иностранцам и иностранным компаниям. Признаком нехватки углеводородного сырья является квота на продажу дизельного топлива, а также установления различных цен на бензин для иностранцев и граждан Казахстана. Всякая попытка регулирования цен административным путем свидетельствует о дефиците этого товара и порождает коррупцию.

Посмотрите на наших соседей: отсталая окраина, какой был Синьцзян-Уйгурский автономный район, превратилась в мощный индустриальный регион Китая; Узбекистан за годы независимости построил три НПЗ, четвертый на стадии пуска, а ведь нефти у них нет. Казахстан в этом вопросе топчется на месте уже более 30 лет. В ответ на мое письмо Министерство энергетики отвечает о планируемой реконструкции и расширения существующих НПЗ. Хочу напомнить мудрую казахскую пословицу «Ескіні жамағанның есі кетеді», смысловой перевод на русский «Латая дырки, сойдешь с ума».

По моему мнению, наша общественность должна знать это – без обилия дешевых нефтепродуктов и электроэнергии невозможен новый Казахстан.

Сапаркали КОНУСПАЕВ

Пікірлер