Как извлечь богатства из-под земли?

6057
Adyrna.kz Telegram

Давно настало время поднимать статус ученых, исследователей, геологов, инженеров, изобретателей и т.д. В целом, в Казахстане острая нехватка научных кадров, к тому же система подготовки научных кадров находится в незавидном состоянии. Пришло время государству решать острые проблемы в этой сфере.

Острая нехватка геологов: что делать?

Республика Казахстан в годы независимости основной упор сделала на минерально-сырьевую базу – главного источника роста экономики страны. Однако для геологии в этот период не было уделено должного внимания для восполнения запасов, увеличения минерально-сырьевой базы и подготовки кадров.

В первую очередь необходимо усовершенствовать систему подготовки научных кадров. Раньше у нас была неплохая система подготовки кадров в СССР, аспирантура, докторантура, которая сохранилась в России, Азербайджане, Узбекистане, даже Кыргызстане. Это была апробированная система.

В годы независимости у нас приняли решение перейти к Болонскому процессу, присоединись к нему, готовим только PhD и магистров.

При этом научно-исследовательские институты оторвали от непосредственной подготовки научных кадров. НИИ, базовые институты должны иметь возможность осуществлять весь цикл подготовки ученых в своих стенах, как было раньше, как это делается во всем мире. 

К тому же сейчас поступление в аспирантуру осложнено: бакалавриат на данное время – не полное высшее образование, после его окончания необходимо закончить магистратуру, чтобы поступать в аспирантуру. Хотя за рубежом после бакалавриата можно поступать в докторантуру.

В России решили эту проблему следующим образом: дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавр будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании, по аналогии с советской системой.

Если у нас переняли бы такое начинание, то талантливые выпускники, имеющие научные публикации, проекты и другие показатели, после бакалавриата могли бы поступать в аспирантуру, минуя магистратуру. Иными словами, необходимо разными путями привлекать молодежь в науку, геологию. В советское время быть геологом было крайне престижно. Профессию окружал ореол романтики: постоянные поиски, открытия и новые впечатления. К тому же была материальная составляющая.

И сейчас перед геологической отраслью стоит очень важная задача по восстановлению престижа профессии геологов. В целом, таланты надо искать со школьной скамьи, организовывая детско-юношеское движение юных геологов, отраслевые кружки и олимпиады. А также уделять большое внимание изучению геологической науки на практике, в частности это касается школьников и студентов. Ранняя профориентация позволяет ребятам узнать тонкости профессии геолога, дает возможность определиться со своим будущим.

В этом плане в Казахстане большую роль играет полевая олимпиада юных геологов, которую проводят с 2010 года. И с каждой олимпиадой увеличивалось количество команд. В итоге олимпиада приобрела не только республиканское значение, но и международное. Например, III Казахстанская полевая олимпиада юных геологов, которая прошла в 2014 году, собрала 20 команд из Казахстана и 6 команд из ближнего зарубежья.

Подготовка и проведение таких олимпиад учат школьников ориентироваться на местности, ставить палатки, разводить костры, изучать и прокладывать маршруты, уметь промывать рыхлые породы, строить геологические разрезы и т.д. К тому же молодежь проходит основы палеонтологии, петрографии, гидрологии, геологии полезных ископаемых и других тонкостей геологической науки. И наверняка все это повлияет на выбор профессии.

Время поднимать статус геологов       

Геология Казахстана, как и многие отрасли, переживает сложный переходной период от застоя к подъему. И как таковая нуждается в анализе создавшихся проблем и поиска путей выхода из них. Тем более эти проблемы системные и связаны с общим развитием науки, экономики и производства в стране.

В РК давно назрел переход к государственному, научному подходу в сфере освоения полезных ископаемых вместо советского экстенсивного метода, который имеется до сих пор. Ведь в начале 90-х решили, что природных богатств нам хватит на 50-60 лет, они разведаны по всей республике, а значит геология пока временно нам не нужна.

В итоге в настоящее время в этой области и освоение, и наука, и реальные возможности достигли своего предела. Достаточно сказать об острой нехватке кадров – самым молодым геологам под 60 лет.

Причина такого положения общеизвестна. За время независимости Национальная академия наук РК стала обычной общественной организацией, в итоге у ученого была не только маленькая зарплата, но и заметное снижение социального статуса в обществе. Кроме единичных исключений, Академия наук нигде в мире не является общественной организацией! В 2003 году наша Академия в ее прежнем виде была практически ликвидирована, и ей было отведено одно из последних мест среди наших приоритетов.

Лишь в прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении 1 июня в юбилейной сессии Национальной академии наук сделал давно ожидаемое заявление: «Академия должна стать центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность. Нам крайне важно повысить ее роль. В связи с этим Академии будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета».

В то же время, как сообщает Finprom, «несмотря на государственную поддержку и достаточно высокие заработные платы, списочная численность работников в сфере профессиональной, научной и технической деятельности сокращается уже четвертый год подряд; на конец первого квартала 2022 года она составила 81,4 тысячу человек. Объем услуг в сфере научных исследований и разработок в первом квартале текущего года составил 12,8 миллиардов тенге – на 12,2% больше, чем годом ранее. В то же время до этого в отрасли наблюдался многолетний спад. Для сравнения: в первом квартале 2018 года объем услуг в секторе достигал 23,3 миллиарда тенге, в 2019 году – 20,5 миллиардов тенге».

Недавно профессор, академик Национальной инженерной академии РК Гульбазар Медиева написала в социальных сетях: «Состоялась встреча с учеными Института Горного дела им. Кунаева, и мы увидели плачевное состояние самого здания и самих ученых преклонного возраста, которых можно посчитать на пальцах. И эти люди находятся только по одной простой причине, потому что они душой и телом преданы своей работе и их вся жизнь прошла в этих стенах. Их не покидает патриотический настрой своему делу и своему родному институту, их не покидает отважность! Они были свидетелями процветающего в свое время Института Горного дела им. Кунаева, где работали 740 человек, выполняли стратегические исследования для страны, на сегодняшний день остались всего 200 человек и из них более 100 человек находятся в отпуске без содержания. Целый Институт горного дела им. Кунаева выживает на хоздоговорных темах, и выполняет как научный институт всего 1 проект. Целая плеяда ученых горно-металлургической отрасли на краю пропасти, и это в целом реальная картина научной отрасли Казахстана!»

Действительно, давно настало время поднимать статус ученых, исследователей, геологов, инженеров, изобретателей и т.д. В целом, в Казахстане острая нехватка научных кадров, к тому же система подготовки научных кадров находится в незавидном состоянии.

К сожалению, срок подготовки ученого – минимум 10 лет, максимально – 15-20 лет, чтобы молодой ученый сформировался в зрелого деятеля, и в спешке такие вещи не делаются. Сейчас принимаются меры, по большей части, формальные.

Увеличить гидрогеологические исследования

Еще одна большая проблема в Казахстане – дефицит воды.

В Казахстане на государственном балансе полезных ископаемых в целом зарегистрировано более 8 тысяч месторождений, в том числе углеводородов – 317, твердых полезных ископаемых – 910, общераспространенных полезных ископаемых – более 3 тысяч и около 4 тысяч месторождений подземных вод с утвержденными запасами в количестве 43 млн м3/сут. (https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/press/news/details/244662?lang=ru).

Согласно гидрогеологическим особенностям, ресурсы подземных вод распределены неравномерно. Около 50% ресурсов сосредоточено на юге страны, 30% – в центральном, северном, восточном регионах и менее 20% – на западе.

По мнению специалистов, для обеспечения населения качественной питьевой водой, сельского хозяйства и отраслей промышленности запасами подземных вод, необходимо увеличить количество гидрогеологических исследований в слабо обеспеченных регионах.

 В данной критической ситуации правительству необходимо обратить внимание на резервы подземных вод, с помощью которых во многих регионах реально можно восстановить водный баланс, решить проблему питьевой воды, поднять сельское хозяйство и провести озеленение местности.

Подземные воды дают реальный шанс противостоять опустыниванию, засухе и другим негативным последствиям изменения климата. При рациональном и научном подходе и использовании подземные воды – восполняемый ресурс. К тому же по сравнению с открытыми, поверхностными водными источниками они меньше подвержены загрязнениям и обладают лучшими качествами.

Например, в песках Кокжиде, в Магалжарском районе Актюбинской области, на глубине 150 метров находится подземное море с огромными запасами пресной воды. Его запасы оцениваются почти в 1,8 млрд кубометров.

Впервые месторождение было разведано в 1983 году, балансовые эксплуатационные запасы питьевых подземных вод, подсчитанные на 25-летний срок эксплуатации, были утверждены ГКЗ СССР в количестве 196,5 тыс. куб. м/сутки.

Его запасы могут принести пользу не только Актюбинской области, но и Западному Казахстану в целом, где засухи нередки. К тому же эти запасы восполняемы. В области давно используют пресные подземные воды из-за мелководности рек и солености озер.

С 2007 года чиновники и экологи добиваются придания особого статуса этим местам – подземным водам Кокжиде и Пескам Кокжиде. Правила ограниченного хозяйственного использования таких объектов, утвержденные постановлением Правительства страны в ноябре 2010 года, запрещают размещение и строительство объектов, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий, разведку и добычу полезных ископаемых.

В свое время в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов и Минсельхозе не были в курсе негативного влияния на подземные воды, что позволило им сократить площадь заказника почти вдвое, с 84 тысяч до 44 тысяч гектаров, исключив из него контрактные территории нефтяных компаний(https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31317387&pos=6;4#pos=6;4).

В настоящее время по заказу акимата Актюбинской области с целью изучения современного состояния месторождения Кокжиде проводятся работы по доразведке и переоценке эксплуатационных запасов подземных вод.

В РК доля подземных вод в общем балансе питьевого водоснабжения составляет всего 51%. Нередко их использование не требует дорогостоящих мероприятий по водоочистке. Есть как разведанные, так и неразведанные запасы воды.

Сейчас пришло время привлечь специалистов для изучения подземных вод – наверняка можно найти подземные моря и озера в разных регионах РК. Между тем есть международные прогнозы о будущем водном дефиците в Средней Азии, который может привести даже к военным конфликтам. Эта большая проблема, которую надо решать уже сейчас.

                                                                                                  Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер