Битва за ГОК: какое отношение к ней имеет Кумар Аксакалов?

1630
Adyrna.kz Telegram

В прошлом году в социальных сетях вышел остросюжетный сериал «ГОК».  Драма, основанная на реальных событиях,  разворачивается вокруг горно-обогатительного комбината в Северо-Казахстанской области.   История получилась  насыщенной, и полной интриг.  Сериал собрал больше сотен тысяч просмотров. Насколько проект достоверен,  рассказал нам исполнительный директор ГОКа  Виктор Долгалев и его сотрудники.

История берет  начало с 1999 года. Тогда, после банкротства Лисаковского горно-обогатительного комбината (ЛГОК) в Костанайской области, Виктор Долгалев выкупил  промышленное предприятие в Северном Казахстане. Открыть комбинат ему помогли россияне Дмитрий Пяткин и Александр Фрайман. Российские олигархи выделили  бизнесмену 5 миллионов долларов.

«15 лет назад они обменяли 5 миллионов долларов на 56 процентов акций ТОО  «Тиолайн».  Все было справедливо! У меня осталось 44 процента акций. Но в какой-то момент я осознал, что  у нас разные цели. Пути несовместимы.  Они хотели заключить договор, полностью выкупить компанию и перепродать ее. А я собирался добывать и обрабатывать цирконий, искал инвесторов», – рассказывает Виктор Долгалев.

После заключения договора с Фрайманом и Пяткиным, предприниматель купил оборудование, и приступил к строительству завода. За два года было запущено производство,  и первая продукция поступила на рынок. Все свои средства Виктор Иванович вложил в предприятие, 24 процента  распределил среди близких, что не понравилось его партнерам.

« Их цель была, не производя никакой продукции, выкупить предприятие за 30 миллионов и заработать на продаже месторождения. Задуманное не сработало. С тех пор они начали мешать моей работе, и преграждать мне путь. Необходимые средства я получил от них в пятнадцатипроцентном кредите.  Выплатили мне 2 миллиона долларов. В то время банки в стране уже выдавали кредиты предпринимателям. Но, главное условие  моих партнеров заключалось в том, чтобы я брал кредиты только у них.   И проценты на кредиты они повысили до 40 %. Я возмутился. Отсюда наши разногласия»— отмечает Виктор Долгалев.

В конечном итоге Долгалев решил продать свою долю за два миллиона долларов, продав 20 % своих акций компаньонам.  Но, партнеры оценили его акции в два миллиона тенге.  Узнав об этом, Долгалев  отказался продавать свою долю.

В 2010 году Фрайман и Пяткин   совершили аферу, исключили  Долгалева из списка дольщиков, предприятие полностью перешло в руки россиян.  С того времени по 2017 год комбинат произвел 28 тысяч тонн продукции на общую сумму 25-30 миллионов долларов.  Россияне не платили налоги, сотрудникам  выплачивали копейки. Штрафы за неуплаченные налоги и все долги  легли на плечи казахстанского руководства.

«Только один человек пошел мне на встречу. Это судья по фамилии Омарова. Она удивилась, что меня, гражданина Казахстана,  исключили из отечественной компании  по решению  Арбитражного суда Санкт-Петербурга. Благодаря ей, в 2017 году я снова встал у руля, и возглавил предприятие. На совещания, которые я проводил в то время, никто из россиян не приходил. Комбинат был заброшен и изношен.  Рабочие ушли, потому, что им не платили зарплату. Долг за электроэнергию составил 2 миллиона тенге. Российские партнеры тогда не воспринимали меня всерьез. Я был без денег и связей. На меня было возбуждено 14 уголовных дел. Мои бывшие партнеры не верили, что я смогу поставить на ноги комбинат. После бесконечного количества собраний, мне, в полном соответствии с уставом ТОО «Тиолайн», удалось сменить руководство предприятия. И теперь уже россияне оказались за бортом предприятия»,-  рассказывает Долгалев.

По словам Виктора Долгалева, в 2017 году он, вместе с сыновьями, решил собрать оставшихся рабочих и начать производить цирконий с нуля.  С первого продукта поступило 7 тысяч долларов. Удалось выплатить долги за свет.

«Работали круглые сутки.  Еду приносили из дома.  Я тогда мог платить только 60 тысяч тенге  работникам.  Были моменты, когда и эти деньги  не мог вовремя выдать. К 2019 году ситуация изменилась. Зарплата увеличилась. Мы сейчас уборщице платим 300-400 тысяч тенге.  У нас некоторые сотрудники в месяц получают до полумиллиона.  К тому же, есть дополнительные премии, бонусы, надбавки, декретные, материнский капитал» — подчеркнул Виктор Иванович.

 

Нападение на предприятие

 

По словам сына Виктора Ивановича,  Данила Долгалева, отец уже десять лет судится за это предприятие. Сейчас  положение комбината стало неопределенным.

«Сегодня законным владельцем комбината остался только мой отец. Так как устав был отклонен, российские и иные собственники  разбежались, не получив своей доли. Папа дважды собирался заключить новый контракт, оба раза на него оказывалось давление. Как со стороны властей, так и посторонних «товарищей». В 2020 году бывшие партнеры Долгалева Пяткин и Фрайман  прибегли к насильственному рейдерскому захвату. Второго июня к комбинату подъехал огромный автобус из Караганды.  К нам на предприятие вторглись около 40 вооружённых бородачей. Они били всех подряд. Слава Богу, никто не погиб.  Наш сотрудник Ермахан Торехан получил ножевые ранения, а Кайрату Касымову чуть не оторвали ногу. Меня тоже избили нещадно.  Добрались до больницы, еле  выжили» — рассказывает директор ТОО Данил Долгалев.

По славам Долгалева-младшего, на следующий день прежние владельцы вызвали специальный отряд быстрого реагирования (СОБР).  Вывезли все, что могли из комбината.

«Отца не пускали даже на территорию комбината. Все это делали сотрудники полиции, вооруженные автоматами.  Поручение им дал прокурор района Мухамед Таукебаев. У входа в комбинат находились  бывший аким Тайыншинского района Иван Турков, заместитель начальника полиции  и сам начальник полиции Тайыншинского района. Со стороны тех, кто нас избивал, захватили только 8 бандитов.  Да и то  потому, что они попали на видео. И нельзя было отрицать факт их присутствия.  В ходе суда выяснилось, что им платили 10 тысяч тенге за день. Они должны были задержать нас за 3 дня. А там бы уже комбинат перешел в чужие руки.  Но им это не удалось. Впрочем, бандитам вынесли условное наказание  по статье «произвол», из-за недостатка доказательств. Справедливо ли это?»— задается вопросом Данил Долгалев.

 

«В той бойне я тоже был. В нескольких местах получил ножевые удары. На моем теле еще есть следы» —  Рассказывает сотрудник  ГОКа Ермахан Торехан, показывая шрам на шее.

 

« Самое ужасное, что 430 человек могут остаться без работы. 250 человек уже лишились рабочих мест. Если наш вопрос не будет решен, в ближайшие два месяца, 180 человек попадут под сокращение. У всех у нас есть семьи, дети,  у кого-то на шее висят кредиты. Если комбинат закроют, нам придется несладко», —  возмущается Ермахан Торехан.

По словам владельца компании «Тиолайн», после той скандальной рейдерской попытки захвата предприятия в 2020 году, ситуация на заводе лишь усугубилась.

« В  прошлом году Министерство  инвестиций и развития  РК  отозвало лицензию у нашей компании.  Правоохранительные органы изъяли всю отгруженную продукцию, добытую на месторождении, и заодно, передали в долгосрочную аренду частному крестьянскому хозяйству землю, на которой работает предприятие. Акимат не учитывает, что вопрос об отзыве лицензии еще не завершен, дело находится на рассмотрении в суде. Сейчас предприятие имеет право работать на выделенном земельном участке.  И этого им мало! Акимат решил, что работа комбината нанесла ущерб аппарату акима Тайыншинского района Северо-Казахстанской области. И мы должны Андрею  Буре 7 685 612 080 000 тенге» –  подчеркивает Виктор Долгалев.

 

Какое отношение имеет к этому делу акимат?

 

«В целом, бюджет Северо – Казахстанской области на 2022 год составил 323 млрд. тенге. Это бюджет всей области. Бюджет Казахстана составляет порядка 15 трлн., а долг «Тиолайна»-7 трлн. тенге. Как такое может быть? Год назад, чтобы сохранить контракт трудового коллектива, мы все поехали в Петропавловск, где с нами встретился аким области Кумар Ергибаевич. Тогда он сказал, что акимат не имеет ничего общего с твердыми полезными ископаемыми, что это компетенция министерства. Кумар Аксакалов отметил, что не знал о существовании горно-обогатительного комбината. Ровно через год, в результате «незаконной» добычи твердых полезных ископаемых, аппарат акима  предстал жертвой.  Ситуация аналогичная с Андреем Бурой, который ничего не знает. Но, при этом он потерпевший и жертва комбината. Это способ  дискредитировать  и уничтожить нас — отечественных производителей», – пояснил Данил Долгалев.

Сегодня в отношении Виктора Долгалева возбуждено несколько уголовных дел. В одном из них подчеркивается, что компания «Тиолайн» задолжала  1 млрд. 900 млн. тенге гражданке  Российской Федерации Е. Плугиной.

« Республика Казахстан задолжала Плугиной Екатерине – гражданке России, которая у нас не проработала ни дня — 1 миллиард 900 миллионов тенге. Следователь Шугаев, старший лейтенант и его начальник, полковник Касымбеков без каких-либо расследований поверили в ее честность»– возмущается Виктор Долгалев.

Сотрудники предприятия не понимают, почему местные власти не дают им  возможности работать. Они надеются, что власти страны обратят внимание на их проблему и окажут содействие. Одна надежда на президента Касым – Жомарта Токаева.

Предприятие «Тиолайн» сегодня входит в тройку ведущих мировых компаний по выпуску обогащенного циркония, металла, используемого в производстве сотовых телефонов и в космонавтике.

Перевод с казахского издания «Айкын»

 

Пікірлер