Ирина Школьная: Наша главная цель - сохранить для потомков уникальные произведения искусства

3275
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/content/uploads/2025/05/8e40b98b-3830-492f-bbe8-965e78e7bcf1-960x500.jpeg?token=bb9f6f224a39bb186110eb91e2e4d07d

21 мая представители культуры и искусства Казахстана отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии этого дня в Акордесостоялось торжественное собрание, где президент Касым-Жомарт Токаев вручил награды за особый вклад в развитие и популяризацию национальной культуры, выдающиеся достижения в сфере культуры и заслуги перед Республикой Казахстан. Медаль «Ерен еңбегі үшін» получила руководитель сектора учета отдела фондов Национального музея искусств РК им. А. КастееваИрина Школьная, всю жизнь посвятившая служению искусству. О том, как создаетсяколлекция крупнейшего художественного музея в стране, о невидимой, но важной работе по сохранению художественного наследия и о том, какие вызовы сегодня стоят перед хранителями культурных ценностей – мы поговорили в интервью с Ириной Школьной.

- Ирина Арьевна, Национальный музей искусствимени Абылхана Кастеева — один из ведущих музеев страны. Расскажите, в чем заключается ваша работа в музее?

- Я работаю руководителем сектора учета отдела фондов. Основная функция любого музея - это хранение, реставрация, консервация музейных предметов и их научное изучение. Наша главная цель - сохранить для потомков уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в их первозданном виде. Для чего в музее необходимо соблюдать ряд условий, гарантирующих достижение этой цели, а именно: правильное и своевременное ведение музейной документации на каждый предмет, соблюдение температурно-влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах, своевременная реставрация предметов, пожарная безопасность, четкая организация охраны, отлаженная сигнализационная система и многое другое.

Главное направление моей работы - это ведение фондовой документации. Каждый музейный предмет фиксируется при поступлении в специальных актах и книгах поступлений, в которых делается его полная опись: автор, название, дата создания, техника, размеры, состояние сохранности, краткое описание произведения.

После прохождения этой процедуры предмет вместе с актом приема передается на материально-ответственное хранение хранителю фондов. У нас фонды разделены по видам: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, которые, в свою очередь делятся на несколько подвидов, например, декоративно-прикладное искусство разделено на следующие фонды: ювелирные изделия, изделия из кожи, ткачество, изделия из войлока и т.д.

Каждый год мы проводим сверки наличия фондов. Создается комиссия из числа сотрудников отдела фондов и поочередно проверяется каждый фонд, идет сверка наличия музейных предметов в соответствии с учетной документацией.

Иногда при поступлении произведений, особенно прошлых эпох, отсутствуют многие данные: неизвестен автор либо дата создания, либо название. И здесь уже приходится работать над атрибуцией таких предметов, то есть идет поиск по всем возможным источникам, которые прольют свет на неизвестные нам данные.

- В преддверии профессионального праздника более 100 деятелей культуры и искусства Казахстана были отмечены государственными наградами. Что для вас означает эта награда - медаль «Ерен еңбегі үшін»?

- Полученная из рук президента награда - это огромная честь для меня, высокая оценка моей многолетней работы. Но это не только моя награда, я считаю, это награда для всего нашего коллектива. Потому что только сплоченная работа всех музейных отделов - и хранителей, и научных сотрудников, могут дать высокий результат.

В этом году осенью музей будет отмечать свое 80-летие. Я думаю, мы встречаем этот юбилей с достойными результатами. У нас есть прекрасное здание, которое проектировалось и строилось специально для музея. Коллекция, которая начиналась с нуля, сейчас насчитывает около 27 тысяч музейных предметов, и наш музей является единственным в республике по количеству и качеству хранилищем уникальных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, начиная с 16 века.

- Президент Касым-Жомарт Токаев в своей речиназвал музеи «сокровищницами истории и культуры». Как вы оцениваете внимание и поддержку со стороны государства музеям?

- Действительно, Национальный музей искусств им. А. Кастеева - это «сокровищница истории и культуры». Внимание правительства к музею было и остается всегда на должном уровне. Музей, начиная с первых лет его существования, никогда не оставался без внимания глав правительства, министров культуры, которые посещали экспозиционные залы и фондохранилища. Так случилось и в этом году, когда в залах музея в данное время проходит выставка выдающегося узбекского художника с казахстанскими корнями Урала Тансыкбаева. Открывалась она на очень высоком уровне - выставку посетил глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Они посмотрели не только выставку Тансыкбаева, но и прошлись по залам музея.

- В этом году музею искусств им. А. Кастеева был присвоен национальный статус. Какое значение это имеет для музея?

- Национальный статус для музея – это в первую очередь высокое значение для республики коллекции, собранной многими поколениями музейщиков. С другой стороны - это высокая оценка труда музейных работников, которую они по праву заслужили. Ведь сотрудник музея относится к статусу редких профессий: невозможно в учебных заведениях обучить студента всем тонкостям этой профессии. Опыт накапливается годами. Многие из наших сотрудников, придя после окончания ВУЗа в музей, оставались здесь, можно без преувеличения сказать, на всю жизнь. Случайные люди приходили и уходили, а для других это становилось настоящим призванием.

Национальный статус откроет возможности стажировок для сотрудников в музеях ближнего и дальнего зарубежья. Особенно остро это касается художников-реставраторов, которые должны постоянно повышать свою квалификацию и быть в курсе новых методов и техник реставрации.

Ну и, конечно, мы надеемся, что с присвоением национального статуса в музей будет больше финансовых вливаний, а это, в свою очередь, даст толчок к более быстрому развитию всех направлений музейной деятельности.

- Глава государства подчеркнул важность цифровизации духовного наследия. Какие шагипредпринимает ваш музей в этом направлении и какие задачи стоят впереди?

- Цифровизация в музейной деятельности на современном этапе играет, конечно, очень важную роль. Многие ведущие мировые музеи уже имеют на своих сайтах электронные базы данных своих коллекций, которые постоянно пополняются новыми сведениями. Каждый желающий посетитель сайта в онлайн формате может ознакомиться с коллекцией, например, Британского музея или Эрмитажа, Музея Метрополитен или галереи Уффици. Это очень удобно для любителей искусства и очень полезно для специалистов. Например, я, когда работала над каталогом западно-европейской графики, очень часто обращалась к таким ресурсам в поиске авторов, названий работ, датировке и прочих недостающих сведений. Мы пока, к сожалению, не можем похвастаться такими достижениями, но работа по цифровизации у нас ведется уже не один год.

Практически вся наша коллекция сфотографирована, имеются изображения в электронном виде. Наши сотрудники активно работают над Государственным каталогом и Государственным реестром коллекции, куда вносится полная информация о каждом музейном предмете, хранящемся в фондах музея.

Несколько лет назад Национальный музей искусств им. А. Кастеева совместно с Институтом космических технологий разработали для музея электронную базу данных АИС (автоматическая информационная система), в которую переносятся все документы поступлений и движения экспонатов, инвентарные карточки, карточки научного описания и прочие документы. Эта большая работа ведется отделом фондов совместно с научными отделами. Так что, на пути цифровизации нами уже достигнуты достаточно большие успехи. Хотя о завершении этой работы говорить еще очень рано. Коллекция большая, документов с 1935 года (с момента организации галереи) еще больше, и эта работа требует внимания и терпения.

Но необходимо отметить, что электронные каталоги и электронные базы данных ни в коем случае не заменяют оригинальных документов. Оригиналы актов, Книги поступлений, Инвентарные книги, в которые записи до сих пор вносятся вручную, - это юридические документы с подписями и печатями, а электронные таблицы создаются для удобства поиска определенной информации и для наглядности общей картины о составе коллекции.

- Президент отметил необходимость активного участия музеев в научно-исследовательской деятельности. Как это направление реализуется в музее им. Кастеева?

- Научно-исследовательская деятельность музея, наряду с фондово-хранительской и реставрационной деятельностью, является важной и неотъемлемой частью музейной работы. Она включает в себя работу по научному описанию коллекции, исследованию, атрибуции, изданию научных каталогов по разным разделам коллекции, альбомов, монографий, путеводителей. Национальный музей искусств им. А. Кастеева вполне может гордится выпуском прекрасных красочных научных каталогов, среди которых - «Живопись Казахстана», «Скульптура Казахстана», несколько каталогов по декоративно-прикладному искусству Казахстана, каталог «Древнерусское искусство в собрании Национального музея искусств РК им. А. Кастеева», каталоги «Искусство Китая», «Искусство Японии», каталог творческого наследия Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, «Оригинальная графика советского периода» и многое другое.

- На ваш взгляд, какие формы государственной поддержки наиболее важны сегодня для музеев?

- Конечно, любой музей, нуждается в государственной поддержке, никакой музей не сможет существовать без помощи государства или спонсоров-меценатов. И мы здесь не являемся исключением. Самое печальное, что наша коллекция последние 10 лет пополняется только за счет даров от художников, нам не выделяются деньги на приобретения. Из-за этого у нас существует огромный пробел в картине общего развития изобразительного искусства Казахстана, можно смело сказать, за последние лет 20 и даже больше. Музей также остро нуждается в современном оборудовании для экспозиционных залов и хранилищ, в первую очередь это касается системы кондиционирования, оборудования реставрационных мастерских, нам остро нужна лаборатория для технико-технологических исследований. К сожалению, в этом отношении мы пока сильно отстаем от мирового музейного уровня.

Поэтому достойные финансовые вливания, не побоюсь этого слова, смогут открыть новую эру в музейном деле, невероятный подъем до мировых стандартов и уровней. Именно этого заслуживает наш музей, коллекция которого является «золотым фондом» республики.

- Как вы оцениваете значение Дня работников культуры и искусства для профессионального сообщества? Насколько важно, по Вашему мнению, такое официальное признание труда работников сферы культуры на государственном уровне?

- День работников культуры в Казахстане отмечается с 1998 года. С 2013 года он стал отмечаться 21 мая. Это событие стало официальным признанием со стороны государства высокой роли, которую играют в общественной жизни республики сотрудники культуры и искусства. Ведь именно на их плечах лежит ответственность за сохранение культурного наследия прошлого и воспитание будущих поколений в духе незыблемых традиций и преемственности, приумножения духовных потребностей общества.

댓글
기타 기사