Обуховский ГОК: Виновные в поощрении рейдерства и коррупции чиновники должны понести заслуженное наказание – эксперт

8751
Adyrna.kz Telegram

На просторе Фейсбука я наткнулся на один пост. Написан он независимым экспертом по вопросам геологии и недропользования, и касается исследования, проведенного на Обуховском ГОК-е и одноименном месторождении. Анализ меня настолько заинтересовал, что я решил побеседовать с самим автором – Бакытом Муратовым. Так и появилось это интервью.

 

(Некоторые детали вынесены в сноски в конце статьи)

 

— Представьтесь, пожалуйста.

 

— Муратов Бакыт Орымбасарович, общий стаж работы более 35 лет. Независимый эксперт по вопросам геологии и недропользования. Занимаюсь анализом и экспертизой исторических геологических материалов, проектными документами недропользователей, постановкой полевых и камеральных геологоразведочных работ. Также в сферу моей деятельности входят: технологии извлечения и обогащения руды, инженерные, гидрогеологические и экологические изыскания,

подготовка геолого-экономических, экспертных заключений в совершенствовании геологических исследований, научно-производственного обеспечения геологоразведочного процесса, поиск перспективных проектов в геологоразведочной отрасли.

В свободное время пишу свои выводы на ФБ о выдающихся ученых-геологах и ветеранах разведки недр Казахстана.

 

— Ваш пост на Фейсбуке касается исследования Обуховского ГОК-а. Этот комбинат у всех на слуху.  Вся страна стала свидетелем того, как чиновники пытаются лишить сотрудников предприятия лицензии на недропользование по разработке титан-циркониевого концентрата. Как вы рассматриваете деятельность наших чиновников в свете заявлений о построении нового Казахстана? Это их некомпетентность или за этим прячутся коррупционные моменты?

 

— ТОО «Тиолайн» в соответствие с  контрактом (1) является недропользователем с правом разработки Обуховского россыпного титан-циркониевого месторождения. Оно представлено тремя участками: Обуховским, Северным и Горьковским. Все они находятся в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области.

 

В настоящее время, из-за расторжения контракта со стороны МИИР РК месторождение считается свободным от недропользования. А министерство может выставить участки на аукцион, либо кулуарными правительственными решениями передать инвесторам.

 

По сути, Обуховский ГОК и одноименное месторождение – два инвестиционных проекта, объединенных общими целями и задачами. Разделять их по желанию и прихоти чиновников, считаю крайне недальновидным решением, поскольку месторождение Обуховское с разведанными в прошлом столетии промышленными запасами полезных ископаемых, является наиболее привлекательным для инвесторов и бизнеса. Для чиновников же — это возможность использовать служебное положение при выдаче права на разработку (в настоящее время лицензии).

 

Без права на разработку месторождения, без обеспечения ГОКа сырьевой базой, все, что связано с ним: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование, технологии, вспомогательные объекты — превращаются в груду металлолома. Поэтому отделять ГОК от месторождения, и по отдельности их выставлять на тендера, со стороны наших министерских чиновников, это самый очевидный факт вредительства. И предательства национальных интересов Казахстана.  И такое происходит, увы, повсеместно.

 

К сожалению, как показывает практика, в «Новом Казахстане» ничего не меняется.

 

 

— Расскажите подробнее о вашем исследовании касательно Обуховского месторождения с конкретными цифрами и показателями. 

 

 

— Обуховское месторождение открыто в 1958 году и разведывалось до 1970 года. В результате Государственными комитетами запасов утверждено количество ресурсов.

В 1997 году были проведены геологоразведочные работы с целью переоценки запасов Обуховского месторождения. (2)

 

В 2006-2010 годы непосредственно на месторождении построен «Обуховский» ГОК. Инвесторы вложили в него более 7 млн. долларов. По лицензионно-контрактным условиям в период освоения месторождения «Обуховское» в 2011-2020 годы, инвестиции составили порядка 7,5 млрд. тенге, со слов предыдущих владельцев.

У чиновников появилась возможность решать судьбу Обуховского месторождения из-за активного участия акимата СКО, КГД МФ и других заинтересованных лиц на стороне российских инвесторов с 2017 по 2021гг. В том числе из-за принятого Министерством решения о расторжении контракта с ТОО «Тиолайн» в марте 2021 года.

 

Вместе с тем, материалы показывают, что основным фактором неисполнения недропользователем контрактных условий, является полное отсутвие необходимых компетенций специалистов в местных исполнительных органах.

 

К примеру, при реальной мощности Обуховский ГОК по переработке титан-цирконовых песков 250-300 тыс.куб.м. в год, государственными органами установлена проектная мощность 600-650 тыс.куб.м. Это грубейшее нарушение норм и правил проектирования. Из установленной мощности в дополнение к общеустановленным налогам и платежам, следуют все остальные обязательcтва недропользователя: налоги на добычу (НДПИ), отчисления на социальное развитие региона и развитие его инфраструктуры, суммы на обучение сотрудников предприятия, ликвидационный фонд, выделение средств на НИОКР и.т.д.

 

По каким причинам десятки специалистов из госорганов не обратили внимание на самый важный показатель – остается неизвестным. Очевидно, это  сделано под давлением на недропользователя, для последующего рейдерского захвата ГОК-а и месторождения.

 

При этом из геологических материалов, касательно качества и содержания руды, обнаружено, что установленная мощность 650тыс.м3/в год приведет к резкому истощению запасов руды и металлов. Это значит, что при отсутствии рационального использования и хищническом отношении к ресурсам, экономика проектов ГОК и месторождения не выдержит нагрузки и контрактных обязательств. И около 300 сотрудников предприятия и   150 работников подрядных организаций попадут под сокращения на 10 лет раньше. Что, в свою очередь, приведет к банкротству предприятия. Почему об этом не подумали ответственные должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, тоже непонятно.

 

 

— На своей странице в Фейсбук вы сделали заключение о том, что необходимо продлить сроки отработки промышленных запасов в ГОК-е до 2037 года. Пожалуйста, раскройте эту мысль поподробнее.

 

— Изучая материалы недропользователя, попавшего под пресс государственного аппарата, в очередной раз убеждаюсь в «Отрицательной селекции». Т.е., когда элитой системы управления в геологии и недропользования становятся худшие, их компетентность падает в арифметической прогрессии.

 

Специалистам известно, эффективность технических решений проекта определяется следующими показателями: годовой производственной мощностью, капитальными вложениями на строительство, удельными эксплуатационными затратами отнесёнными на единицу работ, действующими ценами, эффективностью, сроком окупаемости вложений и их рентабельностью, производительностью труда или трудоёмкостью работ, экономическим эффектом.

 

Вместе с этим, системный анализ контрактных условий, геологии месторождения, и технико-экономических показателей в 2006-2020 годы индустриально-инновационного проекта по освоению Обуховского россыпного титан — циркониевого месторождения в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, прямо подводит к выводу: — Основных заказчиков и исполнителей, в том числе высших должностных лиц, не принявших необходимые меры для стабилизации работы предприятия, приведения в соответствие фактической мощности обогатительной фабрики не более 300 тыс. куб.м./год., тех, кто создал конфликт интересов государства и бизнеса, необходимо строго наказать. (3) Очевидно, отстранить от занимаемых государственных должностей.

 

Таким образом, по результатам исследования проекта добычи и переработки титан-цирконовых песков месторождения «Обуховское, напрашивается заключение:

 

Компетентному органу в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития в целях стабильной работы предприятия, налоговых отчислений в бюджет, сохранения рабочих мест, целесообразно отменить свое уведомление о расторжении Контракта №2160-ТПИ от 18.09.2006 года. Возобновить его, внести изменения в сроки отработки промышленных запасов, физические объемы, финансовые показатели, проектные документы и рабочую программу месторождения на период добычи  с 2023 по 2037 годы.

 

 

Примечания:

 

  1. Контракт №2160-ТПИ от 18.09.2006 года и дополнительные соглашения к нему до 19.03.2021 года
  2. В 1997 году были проведены геологоразведочные работы с целью переоценки запасов Обуховского месторождения. В результате запасы пригодные к промышленной добыче утверждены Протоколом ГКЗ РК №56 от 24.04.1997 года по категориям и следующих количествах: В+С1 в количестве 6149,2тыс.м ³, С-2 – 100,4тыс.м ³, забалансовые запасы -7543,6тыс.м ³ .

Принимая во внимание, что Обуховский ГОК является градообразующим предприятием СКО, а месторождение входит в перечень стратегических объектов Республики Казахстан, предлагаю президенту Республики Казахстан Касым – Жомарту Токаеву, премьер-министру и администрации президента, взять предприятие под свой особый контроль.

Беседовал Серик Малеев

Altyn-Orda.kz

 

Комментарии