Система образования РК заметно пострадала от последствий пандемии, и после онлайн-обучения она приходит в себя. Ныне проблемы образования всем известны: последствия онлайн-обучения, низкая функциональная грамотность учеников, уровень жизни сельских учителей, малокомплектные школы и др. Общеизвестно, что дистанционное обучение негативно повлияло на качество знания школьников и студентов. И таки слабая функциональная неграмотность наших школьников за время дистанционного обучения снизилась на несколько пунктов.
Контрасты образования: сельские школы и НИШ
Об этом написал в своем исследовании «Пандемия и образование в Казахстане: Серьезные потери и увеличение неравенства» Жан-Франсуа Марто, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане: «Система образования в Казахстане сталкивалась с вызовами еще до начала пандемии. До вспышки COVID-19 6 из 10 учащихся в Казахстане были функционально неграмотными – и это в стране с уровнем дохода выше среднего, где среднестатистический ребенок завершает 13,7 лет обучения в школе. Пандемия грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 000 учащихся».
Это и неудивительно – в некоторых аулах не было интернета, были перебои с интернетом, школьники и студенты ловили интернет на крыше или выходили в поля, забирались на близлежащую возвышенность, гору, где ловил интернет, чтобы отправить выполненные работы преподавателям, нехватка компьютеров, неготовность системы образования, учителей и школьников к онлайн-обучению и т.д. Большие трудности испытали и учащиеся младших классов. Если старшеклассники выполняли только домашние занятия, то малышам приходилось писать и классную работу, и домашнюю.
Низкое качество обучения в сельских школах особенно остро проявилось в последние годы, что вызвало справедливую озабоченность в обществе. Эта социальная проблема была и в советское время, однако она сильно усугубилась в годы независимости с упадком сельского хозяйства, незавидным положением села. Ведь это проблема не только образования, но в целом развития экономики, сельского хозяйства и сельских населенных пунктов.
Вообще-то, как дополнительное, дистанционное обучение (ДО) давно используется за рубежом, особенно в вузах при определенных условиях. Это вроде советского заочного образования без посещения учебного заведения. ДО позволяет многим получить образование, находясь далеко от вуза.
У нас ДО использовалось в некоторых вузах, используется в Назарбаев интеллектуальных школах (НИШ), если школьники находятся за рубежом или по каким-то причинам не могут посещать занятия, находясь в Казахстане.
С этой точки зрения есть большой положительный результат от ДО как для школьников, студентов, так и для преподавателей, которые заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами.
Но как постоянная всеобщая основа обучения дистанционка привела к значительному снижению уровня образования.
В то же время в РК есть специализированные школы, где школьники показывают хорошие результаты: РФМШ, НИШ, БИЛ и др.
Жан-Франсуа Марто в вышеупомянутой статье отмечает разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками: «Взять, к примеру, Назарбаев интеллектуальные школы – сеть из 22 высоко конкурентных школ для наиболее способных учеников. Учащиеся НИШ опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения. Что касается функциональной грамотности, то успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране: согласно результатам PISA за 2018 год, всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране».
Высокая успеваемость небольшого числа учащихся – 1-2 % школьников РК – это хорошее достижение системы НИШ, и к таким результатам следует стремиться и в других школах, чтобы повышать средний уровень успеваемости по стране, для обеспечения большего равенства школьников. Увеличение количества НИШ – это тоже путь повышения уровня образования
В то же время опыт НИШ необходим для преодоления недостатков среднего образования, в первую очередь пересмотра, переоценки Единого национального тестирования, школьных тестов, хотя ЕНТ показало свою неэффективность, не говоря о списывании на его сдаче. А также повысить качество школьных учебников.
НИШ по образцу школы А.Н.Колмогорова
Разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками стал темой в СМИ и социальных сетях с критикой системы НИШ за большое финансирование, «социальную несправедливость», неравенство школьников и т.д.
Например, депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что у одаренных детей из села нет шансов обучаться в НИШ без специальной подготовки. Да, формат и вопросы тестов по 4 предметам для поступления в НИШ отличаются от тестирования и ЕНТ в обычных школах, не говоря о невозможности списывания, как при сдаче ЕНТ.
После первого дня экзаменов по математике и трем языкам, во второй день дети сдают тест по оценке способностей. Задания данного теста ориентированы на выявление способностей к изучению естественно-математических наук – через оценку навыков учащихся видеть взаимосвязь между цифрами, понимать пространственную связь между объектами, мысленно вращать трехмерные объекты в пространстве.
Если в обычной школе готовят к тестированию и ЕНТ, то так же необходима подготовка к сдаче экзаменов в НИШ – это немного разные системы образования. Ведь в обычных школах отводится специальный день для подготовки к ЕНТ, например, суббота, в целом выпускной класс в течение года в основном готовится к тестированию. Да и в остальных классах тоже проводят тесты, часто сомнительного качества.
К тому же в НИШ учатся немало школьников из сельских школ, которые подготовились самостоятельно. Есть также возможность онлайн подготовки без репетиторов или специальных курсов. Надо отметить, что в эти школы часто поступают дети из простых семей, не имеющих средств на платное обучение, мало детей из обеспеченных семей, такие, как правило, учатся в частных платных школах или за границей.
Ведь именно для детей из сельской местности предназначены общежития НИШ, а также детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных семей и др.
Раз есть бесплатный интернат, есть и бесплатное питание, школьная форма, по этой причине и финансирование на НИШ значительно больше, чем на обычную школу.
Если говорить о несправедливости, то она больше подходить к ситуации при сдаче ЕНТ, когда троечники с помощью списывания забирали гранты у успевающих абитуриентов. Стремление многих школьников и их родителей поступить в НИШ было продиктовано из-за коррупционного и несправедливого ЕНТ.
НИШ, как и РФМШ, БИЛ и другие специализированные школы, построены по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика. В НИШ переняли суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики, химии, биологии, английского языка и др., прием в спецшколу на основе честного и большого конкурса.
Система НИШ заметно отличается от обычных школ – в них нет коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого.
Возможно, есть единичные случаи коррупции в НИШ, но реально в эти учебные заведения трудно «пропихнуть» ребенка, потому что вступительные тесты пересылаются за рубеж, и на основе результатов зарубежной комиссии проводится конкурсный отбор. К тому же слабые ученики уходят оттуда – просто невозможно им там учиться, очень большая нагрузка.
Для объективности и прозрачности оценивания статистическая обработка результатов тестирования проводится стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Институтом педагогических измерений СITО (Нидерланды). Апелляция не проводится. Статистическая обработка не допускает погрешности и обеспечивает равные возможности всем претендентам. СITО гарантирует объективность и исключает человеческий фактор.
Здесь реально учатся одаренные дети из всей республики. Огромный конкурс в НИШ и Назарбаев университет (НУ) отбирает самых сильных и достойных детей. Поэтому не надо их закрывать – наоборот увеличивать количество таких школ и вузов. Именно ученику НИШ принадлежал уникальный рекорд в 2018 г. на международных экзаменах ACT и SAT Subject Tests: он набрал возможный максимум – 36 из 36 и 2 400 из 2 400.
Возможно, особенности НИШ малоизвестны обществу, но за хорошее образование надо платить, в данном случае платит государство.
Поэтому встречаются такие спорные мнения, которые выразил Нуркен Халыкберген, PR-специалист: «Понятно, что подавляющему большинству казахстанских родителей элитные учебные заведения не по карману. И когда они узнают, сколько государство тратит на одного школьника в НИШ и каковы его затраты на ученика обычной школы, у них, естественно, обостряется чувство несправедливости, недоверия, обиды за то, что их дети оказались ненужными стране».
Спецшколы были и в советское время, и училось там небольшое количество учеников, удачно сдавшие вступительные экзамены. А количество НИШ растет – растет и количество способных учеников. К тому же эти школы – не «элитные учебные заведения, которые большинству казахстанских родителей не по карману», это бесплатные школы, куда поступают по результатам конкурсного отбора, в том числе дети из небогатых семей.
Не пора ли пересмотреть или отказаться от ЕНТ?
В 2019 г. президент Владимир Путин предложил открыть в Казахстане российско-казахстанские школы и университет. От нашего президента было ответное предложение – открыть филиалы НИШ в России. «Можно было бы рассмотреть возможность создания в одном из приграничных регионов России филиала Назарбаев интеллектуальных школ, где уровень преподавания удивительно высок и отвечает передовым международным стандартам», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Получается, НИШ – состоявшийся качественный образовательный продукт, который можно предложить даже соседней стране.
Знаковым событием для НИШ является успешное прохождение международной аккредитации CIS (Совета международных школ), самой известной в мире организации, созданной для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования. 18 Интеллектуальных школ получили международную аккредитацию CIS.
Выпускники НИШ с легкостью поступают в зарубежные и наши вузы. Каждый пятый выпускник этих школ в 2017 г. поступил в зарубежный вуз. Примерно 90% выпускников НИШ обучаются за счет государственных или университетских грантов. В 2018 г. сертификат НИШ признали в Германии для прямого доступа к обучению в вузах этой страны. Некоторые выпускники проходят обучение в Гарварде.
Такая же ситуация с Назарбаев университет – поступают на основе большого и честного конкурса без блата, взятки, списывания, как в наши вузы с ЕНТ, обучение на английском языке. НУ также показывает высокий уровень знаний и компетенций.
Основную особенность НИШ отметила депутат Ирина Смирнова, правда в негативном ключе: «И самая главная привилегия – НИШ не участвуют в Едином национальном тестировании, которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников. То есть НИШ, получается, живет как государство в государстве».
Да, выпускники НИШ не сдают ЕНТ – сдают вместо него свои внутренние и внешние экзамены, которые приравнены к ЕНТ, что позволяет поступать в отечественные вузы. Это было определено Законом от 19 января 2011 г. «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», на основании которого осуществляется деятельность этих учебных заведений.
В этом Законе имеется пункт «Лица, прошедшие обучение в Интеллектуальных школах, освобождаются от единого национального тестирования». Иначе НИШ потеряют не только свою автономность и статус, престижность и высокий уровень знаний. Самое главное, НИШ превратится в обычные школы – ЕНТ уравнивает их.
Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные МЭСК (международный экзамен совета Кембридж) и сопоставимые с международным уровнем А-level.
По окончании НИШ выпускники получают аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания.
На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ.
В самом деле, зачем НИШ ЕНТ, «которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников»? Не пора ли пересмотреть ЕНТ, учитывая опыт НИШ? Возможно, лучшим решением будет совмещение традиционных (устных и письменных) экзаменов с ЕНТ. И за основу принять экзамены в НИШ без коррупции и списывания.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ