С целью поддержки Стратегии Казахстан-2050 – «Мәңгілік Ел», программ Лидера Нации Н.А.Назарбаева «Культурное наследие» и «Народ в потоке истории», Национальное этнографическое объединение «Адырна» при поддержки Управления внутренней политики г. Алматы проводят Международную научно-практическую конференцию на тему «История тысячелетней Алматы: археологические и письменные сведения» посвященное 1000-летию Алматы. 

Цель конференции – сбор и исследование фактов тысячалетней Алматы, изучение сведении об историческом значении города а так же аргументирование и доказательство древности Алматы. 

Директор Института археологии Академии наук Республики Казахстан, Доктор исторических наук, профессор Карл Байпаков выступил с докладом на тему «К вопросу определения возраста Алматы по письменным источникам, нумизматическим и археологическим данным». 

karlВ сочинении государственного деятеля первой половины XVI в. Захириддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фергана – область в пятом климате находится на границе возделанных земель; на востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге – горы Бадахшанской границы, на севере, хотя раньше были города подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книге Таразкент, но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест». Здесь, на наш взгляд, назван средневековый город, расположенный на месте будущей Алматы. О селении Алмату сообщает современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати. Безусловно, название Алмату можно привязать географически к городу в предгорьях Заилийского Алатау и району «большой Алматы».

Неоспоримые данные получены из нумизматических источников: в 1979 г. на территории Алматы  (Высшего Пограничного училища) были найдены серебряные монеты. На основании этих находок востоковедом и нумизматом В.Н.Настичем было высказано предположение о местном происхождении этих монет и о существовании монетного двора в XIII в. на территории современной Алматы. В круговой легенде в одной из монет ясно различается название монетного двора и слово единиц в дате: «чеканен этот дирхем в области (балад) Ал.м. ту в году пять…». Слово выбито без точек и согласовок, но его графика в целом, вкупе со всем вышеизложенным, позволяет уверенно читать его как Алмату и видеть в нем наименование города, располагавшегося в XIII в. на месте столицы Казахстана и уже тогда носившего имя, звучащее и сегодня по-казахски как Алматы. Общая типология и остатки надписей убеждают в том, что все они, бесспорно, относятся к массовому выпуску монет городами Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека, начатой в 670/1271-72 гг. Сейчас уже известно несколько десятков монет, выпущенных монетным двором Алматы в последней трети XIII в.

Поставить окончательную точку в локализации и определении возраста города Алматы смогли археологи, вот о чем свидетельствуют материалы археологических исследований.

Район «большой Алматы» осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы в X-IX вв. до н.э. здесь находились оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством, жили в полуземлянках.

В период с VII в. до н.э. по III в. н.э. район Алматы стал местом обитания сначала сакских, потом усуньских племен. От этого времени оставались многочисленные курганные могильники: среди них выделялись огромные курганы знати – «сакских царей».

Важный этап жизни на территории Алматы связан с эпохой средних веков, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII – XIII в. – время развития городской культуры, расцвета ее в орбите международных торговых связей по Шелковому пути. Участок Великого Шелкового пути, прошедший через Илийскую долину, стал функционировать в X-XIII вв. К этому времени на территории «большой Алматы» находилось несколько поселений и городов. Все они сейчас уничтожены  современной застройкой, но сведения о них сохранились в научных отчетах и публикациях. Наибольший интерес представляло городище, расположенное на месте, где позднее находилось  Пограничное училище. На этом месте и сейчас при строительных работах находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году обнаружили остатки средневековой кузнечной мастерской. В ней находились крицы, заготовки железа, набор топоров, тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X—XI вв.

Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки  керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора – безусловное свидетельство, что здесь в X-XIII вв. находился город. Видимо, уже в это время он назывался Алмату как позднее зафиксировано в надписях найденных здесь монет.

К периоду X-XI вв. относится возникновение Алматы как города – центра политической, экономической и культурной жизни средневекового Казахстана. Это был город Караханидского, а затем Чагатаидского государства, крупный ремесленный и торговый пункт, игравший важную роль, как в местной, так и международной торговле по Великому Шелковому пути. Следовательно, опираясь на данные письменных источников, находки монет и археологический материал, можно заключить, что современный город Алматы под именем Алмату сформировался в X-XI вв., таким образом, история его насчитывает не менее тысячи лет.

Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет, а не более, следует подчеркнуть, что имеется  в виду не время заселения  района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа, имевшее место 3000-2000 лет назад и даже больше, если учитывать первых поселенцев, появившихся здесь в эпоху позднего палеолита (более 20 тысяч лет назад),  а время сложения здесь города, который соответствует принятой в науке дефиниции с такими признаками как: центр административной власти, ремесла, торговли, в том числе и международной,  идеологии. Им и стал средневековый город Алматы в X-XI вв.

Последние десятилетия демонстрируют возрастающий интерес во всем мире к изучению города, к теоретическим проблемам урбанизации в исторической динамике от эпохи древности, средневековья и нового времени. В настоящее время значительно расширилась источниковедческая база исследования урбанизации в системе археологической науки. Многие особенности формирования древнего и средневекового города позволяют обосновывать выводы, сделанные на разных уровнях анализа проблемы. И поэтому «археологическая сфера» изучения города как особого типа поселения является превалирующей частью в разработке проблемы урбанизации. Это касается самой проблемы дефиниции города и его функций.

Очевидно, что комплексный подход на основе данных археологии и других смежных наук, в рассматриваемом вопросе является наиболее плодотворным. Тем более, что подобная методика в мировой науке уже широко практикуется. Так были определены даты возникновения Бухары, Киева, Самарканда, Минска, Казани, Ташкента, Туркестана и Тараза[i]. Таким образом, благодаря собранным исследователями – археологами, историками, нумизматами совокупности сведений, стало возможным отметить тысячелетний юбилей города Алматы, который внесен в список знаменательных дат ЮНЕСКО.

Но, отмечая 1000-летие, необходимо помнить, что оно состоит из периодов города Верного, Алма-Аты советского времени и Алматы периода независимости Республики Казахстан. Все они – часть нашей казахстанской истории: средних веков, нового и новейшего времени, далекое прошлое, настоящее и наше будущее.


К.М.Байпаков,

казахский учёный-археолог,

доктор исторических наук, профессор,

заслуженный деятель науки и техники Республики Казахстан


Список использованной литературы:

  1. Байпаков К.М. Средневековый город Алматы // Алматы. История тысячелетий. Алматы, 2008. Вып. 1. С. 7-27.

ПІКІР ҚАЛДЫРУ