Великий Шелковый путь – грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и оказавший огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. 

Города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, имели важное значение в процессе перехода к оседлости тюрко­язычных племен, входящих в состав казахского народа. Торговые – отношения и экономические связи способствовали тому, что наро­ды и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Так, если тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость, земледелие, торговлю, то согдийцы научились у них скотоводству. Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обы­чаи и традиции. Такие взаимосвязи и взаимопроникновение про­должались до расцвета средневековья (XIII-XIV вв.).

Историко-культурные связи с соседними народами носили разные формы. Но прежде всего, следует выделить два ас­пекта: культурологический и социологический. Предпосылки этих связей, как свидетельствуют материалы, формировались до­статочно давно, а некоторые их виды устанавливались довольно интенсивно в эпоху средневековья и начала нового времени. Они проявлялись в форме торговли, эпизодического и стихийного обмена ремесленниками, взаимного посещения стран путеше­ственниками. Необходимо особо отметить масштаб духовных взаимодействий, сыгравших роль психологического фактора в развитии диалога культур на трассах Шелкового пути. Взаимоотношения между различными религиями и верованиями, имевшие место на Шелковом пути, повлияли на ход исторических событий, которые, в свою очередь, отразились на религиозных воззрениях людей[1].

Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города СайрамЯссыОтрарТараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу.

В  VI-VII веках наиболее оживленным становится путь, пролегающий из Китая на Запад через Семиречье и Южный  Казахстан. Эта дорога в VII-XIVвеках оказывается главенствующей для проходящих посольских и торговых караванов. В VII-VIII веках основным был маршрут Сирия – Иран – Южный Казахстан – Таласская долина  – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан. На этот путь выходил еще один боковой маршрут из Византии через Дербент в Прикаспийские степи: Мангышлак – Приаралье – Южный Казахстан. Именно это направление Великого Шелкового пути, проходившего через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье, являлось живой артерией, связывающей многие народы мира, которая пульсировала вплоть до XIV века.  Следует отметить, что маршрут Шелкового пути не был чем-то застывшим, в течение столетий он менялся, в зависимости от различных причин наибольшую значимость приобретали те или иные его участки и ответвления, другие же, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок[2].

В IV-X веках Великий Шелковый путь был одной из главных транспортных артерий. В эпоху арабского владычества расцвет караванной торговли, близость городов между собой позволяли народам вести интенсивный товарообмен. От города Шаш (Ташкент) до Газгерда (Казгерд – нынешний поселок Шарайхан) расстояние – не больше 7 фарсахов. Оттуда  – четыре фарсаха пустыней до Испиджаба (Сайрам)[2].

 Древний город Испиджаб в IX-X веках был сооружен в виде военного укрепления. Это был один из красивейших городов Востока, прозванный Белым городом, который был буквально стерт с лица земли воинами хорезмшаха Мухаммада. Спустя несколько столетий на его месте появляются крепостные стены, рвы, однако, после Джунгарского нашествия в 1684 году, Испиджаб был вновь разрушен до основания. От него остались лишь развалины, напоминающие о былых крепостных стенах и бастионах[3].

Испиджаб считался отправной точкой на казахском отрезке Великого Шелкового пути. Здесь свои собственные караван-сараи имели купцы из Бухары, Мерва и Самарканда. Город населяли, в основном, ремесленники.

Издревле владея искусством поливной керамики, стеклоделия, ювелирным мастерством, кузнечным и медницким ремеслами, они сбывали свою добротную продукцию купцам, и она расходилась по всему миру. Но главным экспортным товаром испиджабцев были ткани, которые в больших количествах закупали кочевники. Огромным спросом пользовались здешние кошмы. В другие страны вывозились ткани, оружие, мечи, медь и железо[4]. Многолюдность и красочность базаров и ярмарок тех времен можно представить себе, побывав на городище того самого средневекового Испиджаба, который сохранился по сей день в центре одноименного поселка под Шымкентом.

Исторической реликвией города является минарет мечети Базалак-ата, относящийся к XII веку, два мавзолея, связанные с именем Ходжи Ахмеда Яссави, культовые сооружения, построенные после Джунгарского нашествия. Далее еще 4 фарсаха пустыней до Тараба, где протекают две большие реки: Мава и Юран. А через 9 фарсахов можно добраться до Тамтаджа. Примерно три фарсаха занимают горы Точинольного камня, которые тянутся до самого Шавгара, откуда уже начинаются пастбища и населенные пункты, примыкающие к  Таразу.

Эта земля сохранила следы цитаделей, караван-сараев, глинобитных мазанок простолюдинов, дувалы и глухие внутренние  дворики, ремесленные мастерские. «Город купцов» – так издавна называли Тараз – этот столичный центр тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

На берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды, чьи шелка мало в чем уступали златотканной китайской и индийской парче, византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство.

Тараз – один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI веке. Город на протяжение веков оставался важнейшим центром цветной металлургии. Местные мастера отличались высоким художественным исполнением ковки и литья. Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане.

Тараз достиг пика своего развития в X–XII веках, когда он стал известен и как столица государства Караханидов. О его былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощеные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен[4].

В конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость, быстро стал развиваться город.

В районе Тараза сохранились десятки исторических памятников былого расцвета этих мест: мавзолеи Карахана и Давудбека, замки правителей и множество других. Справа от Тараза – горы, слева – пески, а далее опять песок и галька до самого горизонта. До Кулана – еще 14 фарсахов, а там и до богатого селения Мирки до Ашпары, по пустыне это составит по 4 фарсаха. Далее от Сулба до Верхнего Варсахана, что на границе  Кашгарией – пять дней караванного пути.

Подсчитав эти вольные или невольные остановки и зная, что Испиджаб – это современный Сайрам, Тараз – Жамбыл, можно проследить расположение древнейших цивилизаций  в регионе. Так, Кулан следует искать у станции Луговая, Ашпару – близ села Чалдовар, богатое селение Мирки накладывается  на сегодняшнего Мерке, а реки Мава и Юран – это, вероятнее всего, Машат и Сайрамсу[5].

Все эти города обязаны своим появлением именно торговцам, которые, преодолевая казахские степи, устраивали остановки, превращавшиеся в караван-сараи, а те в свою очередь в поселения, которые со временем разрастались в города. Бла­годаря таким торгово-экономическим отношениям, в раннем сред­невековье бурно развивались и росли города Тараз, Сайрам, Талгар, Отрар, Туркестан и другие[6].

Однако вслед­ствие монгольского нашествия торговые связи были нарушены и значительно ухудшилось социально-экономическое положение го­родов, расположенных вдоль Шелкового пути. Чингиз-хан, намереваясь завоевать Великий Шелковый Путь, осознавал, что даже впечатляющей по тем временам военной мощи монголов не хватит, чтобы контролировать все его ветви в течение длительного времени. Поэтому, захватив Северную ветвь, Чингиз-хан принялся методично уничтожать арабские и тюркские города, которые лежали на его южной ветви. Таким образом, Чингиз-хан пытался прекратить интенсивный товарообмен в обход его владений.

В середине XIII-XV веков, когда в Центральной Азии, Иране и в степях Евразии утвердились государства наследников Чингиз-хана, оживленная торговля между Востоком и Западом продолжала существовать и углубляться. Ставка монголов Золотая Орда (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внук Чингиз-хана – Берке) со столицей Сарай Берке заняла доминирующее положение на всем протяжении северной межконтинентальной караванной дороги, идущей из Китая через Отрар и Хорезм, нижнее Поволжье, Азов, Крым и Европу – средоточие огромной части международной торговли XIV-XV вв.

Монгольское господство стимулировало караванную торговлю между Китаем и странами Средиземноморья. Но вся выгода от этой торговли доставалась Золотой Орде. Многие из караванов обходили стороной Мавераннахр, проходя прямо к Волге севернее Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был  южным отрезком на этом северном пути, он продолжал играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч, базары которого были переполнены[7].

Некоторые города были полностью опустошены монгольским нашествием. Также, на­чиная с XVII века, в связи с открытием морских торговых путей поток купеческих караванов, проходящих по Великому Шелково­му пути, резко снизился. Только во второй половине XVIII века вновь возобновились торговые связи Казахстана: в основном на севере – с Россией, на юге – с Китаем.

Таким образом, культура одного народа или региона, какой бы замкнутой, самобытной и самостоятельной она ни была, в той или иной степени испытывает влияние других культур, соседствующих или контактирующих с ней. Значение контактов между народами в истории человечества и в развитии культуры получило в науке широкое признание.


Э.М. ЕСПОЛОВА,

Младший научный сотрудник

Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК


Список использованной литературы:

1. Петров А.М Великий шелковый путь. – М.: Наука, 2010. – 365с.

2. Омаров А.Д. Қазақстан теміржолының тарихы. Т.1.- Алматы: Бауыр және Ко, 1997.-288 бет.

3. Эльбаум Б. Шелковый путь вчера и сегодня.// Туркменская искра, 2010, 14, 28 августа, 4, 11 сентября. – 15с.

4.  Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950-1953. В 3-х томах.

5.  История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. М.: «Наука», 1986. 582 с.

6. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Соч., т. 2, ч. 1, М., 11463, с. 241-242

7.  Бартольд В.В. Туркестан в эпоху Монгольского нашествия. Соч., т. 1, М., 11463, с.116

 

ПІКІР ҚАЛДЫРУ